gorynych1 (gorynych1) wrote,
gorynych1
gorynych1

Categories:

Пост-капитализм или как выйти из сумрака. Часть 3.

Предыдущий пост показал, что некоторые нюансы требуют дополнительных пояснений.

[Spoiler (click to open)]
И хотя мы к этому возвращаемся уже который раз - это нестрашно, ведь каждый раз мы делаем дополнительный шаг вперед.

=============================================================

Чтобы проиллюстрировать сказанное в предыдущей части, давайте опять вернемся к нашему любимому примеру.
В который раз, но с дополнительными красками.

Итак, у нас есть автомобиль. На семью.
Или два. Или три.

И так было 20 лет назад.
И так будет через 20 лет.
Или не будет? В чем проблема?

А проблема в том, что сам по себе автомобиль - это просто ведро с гайками.
Которое стоит определенных денег, но ведром с гайками быть не перестает.

Для того, чтобы это ведро превратилось в такой ништяк как "транспортная мобильность", нужно еще кое-что.
Давайте запишем по пунктам все ингредиенты транспортной мобильности.

- автомобиль
- топливо и другие расходники (масло, шины и т.д)
- обслуживание (ремонты)
- страховка
- инфраструктура

================================================================================

Заметим, что все эти 5 пунктов имеют свою стоимость.
Которая выражается в определенных расходах конечного потребителя - оплату налогов, страховок, автосервисов и прочего.

И в этом как раз и кроется основная проблема.

Даже если не брать топливо, то последние 3 пункта в цене постоянно и ускоренно растут, значительно опережая рост цены самого автомобиля.
Следуя закону постоянного роста стоимости цивилизации.

Вы сами можете сравнить развитие этих дисбалансов.
Здесь вы можете посмотреть, как, с поправкой на инфляцию, росла цена автомобилей.
https://wolfstreet.com/2019/02/13/sticker-shock-prices-of-new-cars-trucks-flat-for-22-years-says-cpi-even-as-the-price-of-a-taurus-jumps-55/

Последние 25 лет, грубо говоря, никак на росла.



В то же время затраты на содержание и владение автомобилем летели в небеса с огромной скоростью, без каких либо флуктуаций.

Почему?
Из-за общего развития.

- Автомобили развиваются, становятся все сложнее, поэтому их ремонт и обслуживание становится все сложнее и дороже.
- Экономика развивается, появляется все большее количество комфортных и хорошо оплачиваемых рабочих мест, поэтому молодежи, выбирающей профессию и желающей копаться в грязи ржавых железок становится все меньше, или как минимум запросы на оплату такого труда растут по экспоненте. Соответственно - за этим ползет вверх стоимость ремонта и обслуживания.
- Из-за роста стоимости ремонта растет стоимость страховки, а также из-за резкого роста стоимости мед.услуг, которых эта страховка покрывает, в случае аварии.
- Содержание инфраструктуры становится все дороже по тем же самым причинам, а значит требует увеличения сбора налогов и повышения тарифов. Либо сноса социальных гарантий, повышение пенсионного возраста и т.д.
И т.д.

То есть, транспортная мобильность нам обходится все дороже и дороже (тоже самое касается и общественного транспорта).

И это происходит НЕ из-за роста стоимости транспортных средств.
И не из-за роста стоимости топлива или расходников. То есть каких-либо товаров.

А из-за роста стоимости цивилизации.

И с дальнейшим развитием нашей техники, экономики, общественных отношений - стоимость цивилизации будет расти и расти.
А с ней - падать физический спрос на множество товаров и услуг.

И возможно, мы уже перешагнули черту, за которой начинается этот процесс.

================================================================================

Можно было бы отмахнуться, что мол, это все нам мерещиться.
Но вот мнение крупнейшего мирового производителя автозапчастей - компании Бош.
Возможно, сейчас мы наблюдаем пик мирового производства автомобилей.

https://www.reuters.com/article/us-bosch-results-outlook-jobs/world-may-have-hit-peak-car-output-says-auto-parts-supplier-bosch-idUSKBN1ZS10X
Global automotive production may have peaked

Кстати, статья вышла еще в январе, задолго до карантинов и связанных с ним экономических передряг.

================================================================================


Итак, мы видим, что доля расходов на транспортную мобильность, которая идет в карман непосредственно производителю автомобилей, постоянно снижается.

А с другой стороны, производителя давят профсоюзы, которые в новой реальности превращаются в абсолютных паразитов, требуя расширения банкета.
Его давит государство, требуя увеличения выплат на собес.
Его давят поставщики сырья, ведь на стоимости сырья НТР отражается весьма слабо.
Тем более, что с развитием мировой экономики и роста спроса ценник на сырье ползет вверх, а исчерпание легкодоступных ресурсов тащит вверх себестоимость добычи.

В результате производитель оказывается в ситуации, когда на нем верхом едут все, кому попало.
А ему, от общего пирога, остаются крохи.
Выжить в такой ситуации весьма проблематично.
Ведь даже если автомобиль материализовать из вакуума, по нулевой себестоимости, другие компоненты будут дорожать и дорожать, постепенно снижая спрос на эти самые автомобили.

================================================================================

И в этом заключается главная засада.
В комментах к предыдущей части была приведена аналогия со спросом на хрустальные дворцы с площадкой для фотонной космояхты на крыше.
Если даже удастся удовлетворить такой спрос, то содержать такой дворец сможет лишь падишах, у которого нет проблем с наличием нескольких тысяч бесплатных рабов.
А простой обыватель, даже при наличии денег на такой дворец, будет жить в домике пана Тыквы.
(Здесь утрировано, для наглядности)

================================================================================

И что в этой ситуации делать авто-производителю?
Что вообще делать любому другому производителю?
Что делать капиталисту, что делать инвестору, что делать простому обывателю, который хочет сберечь деньги на пенсию?

А вот об этом поговорим в следущей части.
Tags: пост-капитализм
Subscribe

  • Хроники Недоперезанятости. Май 2021.

    Куча новостей, со всех краев глобуса. Но цитировать их уже смысла нет. Потому что это опять все тоже самое. Разве что отметить один момент.…

  • Кое что о цифрах.

    Основной проблемой современной историографии является упоминаемый тут "эффект целлофана". https://gorynych1.livejournal.com/185206.html Или,…

  • Как построить сад?

    Согласитесь, вопрос в заголовке поста звучит совершенно по идиотски. Сад не строят, его выращивают. Ухаживают, заботятся, и т.д. А строят - дом.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments

  • Хроники Недоперезанятости. Май 2021.

    Куча новостей, со всех краев глобуса. Но цитировать их уже смысла нет. Потому что это опять все тоже самое. Разве что отметить один момент.…

  • Кое что о цифрах.

    Основной проблемой современной историографии является упоминаемый тут "эффект целлофана". https://gorynych1.livejournal.com/185206.html Или,…

  • Как построить сад?

    Согласитесь, вопрос в заголовке поста звучит совершенно по идиотски. Сад не строят, его выращивают. Ухаживают, заботятся, и т.д. А строят - дом.…