gorynych1 (gorynych1) wrote,
gorynych1
gorynych1

Categories:

Профессия - человек.

В масс-медиа не утихает истерия по поводу "роботы отберут рабочие места".

[Spoiler (click to open)]
Повод для последней волны такой истерии пришел аж из самого ОЭСР.
http://www.profinance.ru/news/2019/04/26/bse3-roboty-skoro-otnimut-u-lyudej-rabochie-mesta-obostriv-problemu-neravenstva.html

Во вторник Организация экономического сотрудничества и развития опубликовала отчет, в котором указала на риск исчезновения половины рабочих мест в ближайшие 20 лет из-за автоматизации. По словам диектора ОЭСР по проблемам занятости Стефано Скарпетты, темпы этих изменений будут «пугающими».

Но смотрим внимательно. Мы где-то видим такие пугалки от ОЭСР?
Вовсе нет.
Видим вот что:

- В перспективе 15-20 лет из-за автоматизации может исчезнуть 14% рабочих мест
- 32% рабочих мест переживут радикальные изменения по мере распространения автоматизации
- Каждый седьмой рабочий будет самозанятым, каждый девятый будет работать в рамках временного контракта
- Шесть из десяти рабочих не будут обладать базовыми навыками в IT-сфере
- За последние 30 лет участие в профсоюзах сократилось почти на 50%

Тренд ухода рабочей силы во фрилансерство и самозанятость, трансформация рабочих мест, кабздец профсоюзным паразитам - это все говорилось тут неоднократно, ГДЕ тут об отъеме роботами рабочих мест?
Всего 14%, да при диком пушном звере Недоперезанятости, для которого эти 14% как слону дробина?
Даже не смешно.

Но более интересно другое, недавний пост про анатомию Судного Дня, тут писался до того, как попалась на глаза эта статья.
В которой читаем:

Судный день
«На горизонте маячат глубокие и стремительные структурные изменения, которые несут не только новые большие возможности, но и неопределенность для тех, кто еще не готов к этим переменам», — отмечает Скарпетта.

Это уже явно витает в воздухе.

======================================================================

Однако людей, адекватно воспринимающих реальность, становится все больше.
Что не может не радовать.

Вот совершенно великолепное интервью профессора MIT - Erik Brynjolfsson.
И журналист - адекватный человек, не придумывающий и не перевирающий сказанное.

https://www.wired.com/story/erik-rynjolfsson-robots-steal-boring-parts-of-your-job/

I subscribe to the narrative that mass job replacement isn't here.
What is imminent is the replacement of parts of jobs through AI but also through robotics.


Именно так.
Тренд идет на ГИБРИДИЗАЦИЮ работ, и кстати, Эрик приводит совершенно великолепный пример с радиологами.
Переводите, читайте.

======================================================================

Ну и по поводу замены людей роботами надо все таки спросить такого фаната безлюдных инопланетно-дредноутных заводов, как господин Маск.
Потому что его совершенно эпический секс с этим дредноутом, на протяжении более года, явно сделал из него лучшего на планете эксперта в этом вопросе. :)

Смотрим на результаты:
https://insideevs.com/news/345865/check-out-this-amazing-look-inside-the-tesla-fremont-factory/

Tesla famously struggled with the balance between automation and human effort in the early days of Model 3 production, but it now seems to have developed consistent criteria for when to use humans and when to use robots.

“Tesla found that machines are great at working with parts that are always the same size and in the same place, like metal, bolts, batteries, battery packs, hard plastics, and such,” Field writes. “When it comes to working with fabrics, belts, wires, and the like, humans are better.”


======================================================================

А теперь вопрос к господам из спятивших на всю голову масс-медиа - что будет страшного в том, что роботизация и AI отберут самые неудобные, скучные, опасные ЧАСТИ работ?

Страшно совсем противоположное, не надо забывать про пушного зверя, подбирающегося совсем с другой стороны - стороны эффекта Недоперезанятости.

======================================================================

Ну и еще, чтобы два раза не ходить, раз заговорили о Маске - помянем его очередную "дредноутную" идею, такую как сервиса робо-такси.
Которая с очень большой вероятностью не взлетит.
Просто потому, что конкурировать она будет не с вымирающими от бескормицы таксистами, а с Уберо-подобными сервисами.

Которые являются ПОДРАБОТКОЙ, а значит максимально гибкими по цене.
А его дредноуты должны себя окупать, их надо где-то парковать, отдельно страховать, кто-то их должен мыть и чистить, кто-то за ними следить и прочее, и т.д. и т.п., короче, накладных расходов наберется достаточно.
Тех расходов, которых у Убера нет вообще от слова совсем.

А вот его идея использовать персональные машины клиентов, как подработку в виде робо-такси - это совсем другое дело.
Вкупе с подпиской, это самое оно, экономика знаний, про что говорилось в разделе "Теслу на халяву", и нам надо об этом поговорить отдельно.

======================================================================

Ну а теперь немного теоретических заумствований.

Гибридизация рабочих мест означает, что роботы возьмут часть работ, которые они делают лучше.
Оставив людям ту работу, которую люди делают лучше.

А какую работу люди делают лучше?
Человеческую работу.

Во первых, это работы творческие, и роботы к этому неспособны вообще.
И речь идет вовсе не только о каких-нибудь композиторах, а вообще о всех сферах деятельности - везде и во всем есть огромные пласты креативной творческой работы.

Но и во вторых, это работа - просто БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ.
То есть гигантский пласт работ, где людям удобнее общаться с живыми людьми, чем с железками.
И этот пласт будет просто экспотенциально раздуваться по мере развития всех цифровых и роботизированных ништяков.

Для объяснения этого феномена повторим наш пример с дворниками, и сделаем его выпуклым, для наглядности.
Допустим, что исчезающий в настоящий момент класс дворников, из-за непривлекательности этого вида работ - заменили роботами, и теперь вместо 10 дворников - один наладчик/ремонтник/контролер этих роботов с намного бОльшей зарплатой чем у дворника.
Куда он пойдет расслабится после работы? Как предыдущий дворник, раздавит бутылку дешевой водки в каморке под лестницей?
Нет. Деньги у него есть.
И он пойдет в бар. И не к железке-автомату, а сюда:



Потому что даже бухать приятнее в таком окружении, не говоря о всем остальном.

И чем больше всей цифровизации-роботизации, тем дороже будет человеское участие в сфере обслуживания.
И это не голословное утверждение. Как пример, утащенный из сети - откровение одного молодого клерка весьма хорошей финансовой компании в Нью-Йорке. Который говорит, что пока был студентом и подрабатывал официантом - делал больше денег, чем потом, в работе по профессии.
Понятно, что работа в финансовой компании кроме денег дает будущую карьеру, статус, офисную работу не руками, социальную защищенность, но раньше по деньгам у официантов такого не было. Это именно начало указываемого тренда.

И таких работ - масса.

Сфера общепита - понятно.

Но это еще и медицина.
В которой все больше и больше необходимы медсестры, сиделки и санитарки, население стареет и спрос на эти услуги растет.

Это - туризм, который на планете сейчас развивается просто невероятными, экспотенциальными темпами.



А это и отели, и общепит, и всевозможные развлечения. Никакая "цифра" это не заменит.

А еще - различные консультанты по всевозможным вопросам и проблемам.
И т.д. и т.п.

То есть все сферы, где использование роботов и AI в принципе возможно, но нахрен никому не нужно.
Ценность человеческого общения в век "цифры" возрастет многократно, пусть это общение и будет гибридным, с помощью различных умных девайсов, делающих это общение более эффективным.

А крутить тупо гайки в одном и том же месте - оставим роботам.
Мир от этого только лучше станет.
Tags: robots, недоперезанятость, рынок труда
Subscribe

  • Апельсины в вакууме.

    Итак, речь пойдет про гиперлуп. Технически задача весьма интересна. И над этой задачей сейчас работает несколько компаний по всему миру, от США…

  • Назад, в парусное будущее.

    Компания Maersk Tankers объявила о том, что впервые в мире установила на одно из своих нефтеналивных судов систему роторных парусов. Два 30-метровых…

  • Солнечные крылья. А также лапы и хвосты.

    3 декабря 2009 года с аэродрома в швейцарском городе Дюбендорф взлетел первый самолет, использующий для полета исключительно солнечную энергию.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 75 comments

  • Апельсины в вакууме.

    Итак, речь пойдет про гиперлуп. Технически задача весьма интересна. И над этой задачей сейчас работает несколько компаний по всему миру, от США…

  • Назад, в парусное будущее.

    Компания Maersk Tankers объявила о том, что впервые в мире установила на одно из своих нефтеналивных судов систему роторных парусов. Два 30-метровых…

  • Солнечные крылья. А также лапы и хвосты.

    3 декабря 2009 года с аэродрома в швейцарском городе Дюбендорф взлетел первый самолет, использующий для полета исключительно солнечную энергию.…