gorynych1 (gorynych1) wrote,
gorynych1
gorynych1

Category:

Пост-эффективность. Обезьяны с кофейником или как правильно таскать кирпичи.

Предыдущий пост мы начали с анекдота, попробуем продолжить эту практику.

[Spoiler (click to open)]
Итак, одного ленивого кадра взяли на стройку, где поставили таскать кирпичи.
Но все носят сразу по пять штук, а он - всего лишь по одному кирпичу.
Ходили, ходили, потом не выдержали и наехали - типа нахер нам тут такие ленивые не нужны.
На что он им отвечает - это вы ленивые, потому что боитесь лишний раз сходить. :)

===========================

Говоря недавно про водородную энергетику, которая вписывается в будущее именно своей маломасштабностью и распределенностью, мы опять коснулись вопроса новой эффективности, которая будет править балом в пост-индустриальном мире.
В котором по этой причине практически не будет гигантских строек и проектов, мегаполисов и городов-заводов, долгосрочного планирования всего и вся, шахматных досок геополитики и прочих "аквалангов" из предыдущего поста, усложняющих жизнь.
Мире, в котором можно будет просто жить.

===========================

Размышления про это можно найти по тэгу "эффективность" - https://gorynych1.livejournal.com/tag/эффективность
Ну и сейчас неплохо на все эти философские размышления поплотнее нацепить теоретический скелет.

Ну и сразу пример.

https://teknoblog.ru/2018/05/22/89555
Использование технологии сжатия (компримирования) природного газа при морских перевозках этого топлива в определенных условиях выгоднее его сжижения.

И это логично. Для СПГ нужны как завод по сжижению, так терминал по разжижению. А еще мощная береговая инфраструктура с дикой энергетикой.
Сверхдорогие и технологичные танкеры. Квалифицированный персонал. И прочее, прочее, прочее.

А для сжатия (CNG) нужен обычный насос и простое корыто из говна и палок, для его перевозки.

Кстати, это точно ситуация из анекдота про кирпичи.
Лишний раз сгонять за газом оказывается проще и выгоднее, чем таскать его в жидком виде.
ЕСЛИ НЕ ЛЕНИТЬСЯ!

===========================

Ну а теперь вернемся к уже известному графику частоты смены технологий и видим четкую картинку.



Да, именно так. Ранее, в доиндустриальном укладе, - рулил крестьянский консерватизм.
Делать так - как делали деды.
Отторжение нового было абсолютно логично, потому что новое явно уступало опыту поколений.
Но когда частота возросла - то возникли проблемы.
И это очень хорошо заметно из мемуаров по сталинской индустриализации, когда этот менталитет ломали со всей большевисткой гипер-активностью.
Да и во всем мире слом консерватизма - это был не сахар.

Позднее, уже в индустриале, возобладал подход - делай так, как делали отцы.
Кривая на графике в этот период уже менее плавная, но отцы четко знали, чего делают - все планы и проекты на десятилетия вперед, и ничего менять в работающем механизме не надо.
Строй что-то новое, но точно так же, на десятилетия вперед.
А уже работающее не трогай, пока свой срок не отработает.
Хоть АЭС, хоть пенсионный фонд, хоть систему канализации мегаполиса.

Но сейчас-то частота еще больше выросла!
И это не такая простая проблема, как кажется.

===========================

Широко известен эксперимент с обезьянами и шлангом. Его суть, напомню, в том, что группу обезьян посадили в клетку, куда на веревочке подвесили банан.
Но как только какая-то из обезьян пыталась этот банан взять, всю толпу этих обезьян окатывали ледяной водой из шланга.
В результате у всех обезьян возник весьма устойчивый рефлекс - банан брать НЕЛЬЗЯ.
И когда в клетку подсадили новую обезьяну, и та попыталась сорвать этот злосчастный банан, то старожили стали ее учить тумаками - банан рвать НИЗЗЯ!
Постепенно обезьян отсаживали и пересаживали, пока в клетке не осталось ни одного старожила - но поведение обезьян не изменилось.
Потом уже и группы из новичков поменяли не по одному разу - все осталось железобетонно, банан рвать НИЗЗЯ!

Если вы думаете, что лысая обезьяна, по имени человек, имеет лучший коммуникативный аппарат и немного больше мозгов, то ошибаетесь.
Иначе откуда, как вы думаете, взялись все многочисленные традиции, суеверия и табу?

Лично мне довелось наблюдать абсолютно анекдотический случай зарождения таких традиций.
В очень небольшой компании-стартапе был кувшин для воды с фильтром, кофеварка и холодильник.
Логично, что кувшин наливался водой из крана, ставился в холодильник и потом использовался в разных случаях. Кофеварка была частным случаем.

Потом холодильник поменяли на продвинутый, с выдачей льда и холодной фильтрованной воды.
Кувшин остался только для кофеварки - исключительно для удобства ее наполнения и предварительной фильтрации.
И вот этот злосчастный кувшин, ВСЕ работники компании, с упертой решимостью продолжали ставить в холодильник.
Уже и компания выросла, и многие старожилы ушли, и куча нового народа пришло - но никто несколько лет(!!!) не задался вопросом, на хрена воду обязательно охлаждать перед тем, как вскипятить.
Компания, кстати, высокотехнологичная, а персонал компании весьма молод и образован. :)

===========================

Ну и припечатаем все вышесказанное еще одним примером.

Германия тестирует канадский поезд на батарейках.
Причем батарейка с очень небольшим пробегом - около 100 км.
https://electrek.co/2018/09/14/bombardier-battery-powered-train/

Казалось бы - полный бред и никому не нужный хайп.
Электрификация ж/д методом контактной сети уже разработана давным-давно, доказала свою дикую эффективность и прочее.

Но нет.
Полная и 100% электрофикация всех ж/д путей настолько капиталоемка, что даже богатейшей Германии еще не под силу.
Можете себе представить магистральную ветку и кучу коротких отводов от нее. На магистралке трафик огромный, на ветках, естественно - так себе.
Поэтому - до сих по Германии местами катают тепловозы, а это означает и замену тяги, и лишняя пересортировка, и прочий геморрой, с падением скорости доставки.

И поэтому электрофикация все еще продолжается, но медленно, по мере поступления денег.

Но если есть электровоз, который по магистралке идет на сетевом электричестве, а на боковой "грунтовке" :) - переходит на батарейку?
А то ж.
А если завтра появится водородный паровоз с диким пробегом?
А то ж - второй раз.

Хотя пример Германии тут может немного смутить, по причине наличия огромной и хорошо работающей ж/д сети.
А вот в развивающихся странах планы железнодорожных ГОЭРЛО на десятилетия вперед, с задействованием всей гигантомании - уже смысла не имеют.
Потому что любой такой план устареет сразу после его принятия.

===========================

И еще раз - это касается ЛЮБЫХ долгосрочных планов.
И в развитых странах, и в развивающихся, и в совсем уже недоразвитых.
Везде и во всем.
В экономике, политике, социалке и прочее, прочее, прочее.

===========================

Ну а теперь, господа читатели... кто заметил один мелкий нюанс во всем этом?
Судя по реакции на недавний пост о водороде, где этот нюанс был просто максимально развернут - вряд ли.

Если нет больших проектов, если нет долгосрочных планов, если нет ни хрена - то что?
Правильно, значит не нужен и КАПИТАЛ.
Такая мелкая деталь, как основа всего существующего экономического и политического строя. :)
Или, как минимум - крупный капитал, что ничего в сказанном не меняет.

Это уже говорилось по другим признакам, но вот еще и в том числе.
Пора учиться правильно носить кирпичи.

Всего вам доброго.(c)
Tags: эффективность
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 57 comments