gorynych1 (gorynych1) wrote,
gorynych1
gorynych1

Categories:

Тесла на халяву - 4 или как съесть ворону.

Читать как продолжение Тесла. Июнь 2018.

[Spoiler (click to open)]
Первоначально хотел написать обзор ближе к концу июля, ибо чувствую, что в ближайшие дни нас ждет много чего интересного, но неистовое бурление говен в комментах к предыдущим постам просто вынуждает писать сейчас, ибо все забуду нафиг. Как уже было не раз. :)

Итак. На дворе июль, макушка лета.
Что у нас происходит с Илоном нашим Маском, кроме просто эпического метания им дерьмом в твитерах?
А происходит много чего интересного.

Во первых.
Тесла пересекла черту 200К поставок авто в самом начале июля, тютелька в тютельку, в самый феерически оптимальный момент.

То есть, как и предполалось в предыдущем обзоре, множество совершенно непонятных телодвижений Маска объяснялись простым фактом - бОльшую часть второго квартала тот руками, ногами и зубами держал запуск начала поставок Model 3 до начала третьего квартала. Причина - поквартально расчитываемые федеральные субсидии.

И уже в конце июня вышли фотки лотов, забитых под завязку машинами:
https://insideevs.com/tesla-stockpiling-model-3-delay-200k-sale/
Ну а потом уже вертикально взлетел конвейер по сборке.

Во вторых.
Один из главных критиков Маска, Sandy Munro, который профессионально занимается разборкой и оценкой различных девайсов - в феврале этого года обхаял Model 3, назвав худшей машиной и сравнив с Kia 90-х по качеству сборки...
А на днях, после своей дальнейшей работы с Model 3 заявил, что готов съесть свою шляпу (по английски звучит как съесть ворону - eating crow) в знак своей прежней неправоты.
https://jalopnik.com/engineering-firm-that-said-tesla-model-3-quality-was-li-1827632866
По ссылке интересное видео - где Sandy Munro утверждает, что Model 3 прибыльна с нехилой маржой в 30%. Батарейки лучшие в мире, а некоторые девайсы вообще "out of this world" - не из этого мира.

Ну что тут можно сказать.
Говенное качество сборки самых первых Model 3 известно было и без него, но это скорее вопрос философский - качество по мере выпуска растет, хоть у Kia, хоть у Теслы, а "инопланетная" инженерия останется.
Тут как в анекдоте, только в адрес авто с ДВС - "я завтра протрезвею, а у тебя ноги всегда будут кривые". :)

В третих.
Соглашение о постройке в Шанхае гигафабрики по сборке Теслы, мощностью полмиллиона автомобилей в год.
https://www.nytimes.com/2018/07/10/business/tesla-china-shanghai.html
Учитывая китайские особенности и их беспрецедентный опыт работы в течении последних десятилетий в качестве мировой фабрики - это производство явно затачивается на выпуск автомобилей для всего мира, для других целей в Китай не ходят.
Запомним этот факт как шаг на увеличение парка Теслы во всем мире.

В четвертых.
https://www.bloomberg.com/news/features/2018-07-13/-the-last-bet-the-company-situation-q-amp-a-with-elon-musk
Совершенно бесподобное интервью, данное Блумбергу. Помимо множества интересных заявлений, самым интересным считаю вот это:
You know, what I think about as Tesla is kind of like a computer on wheels. It's extremely upgradable. So we're going to just keep adding more and more functionality to the Model 3. So the longer you own the Model 3, the better the car is going to get.

Причем уточняется, что better означает не только апгрейд програмного обеспечения. Это, говоря компьютерным языком, еще и куча "железа" - вплоть до более удобных сидений.
Поговорим об этом более подробно чуть ниже - но согласитесь, все это звучит как-то нелепо - это все равно что сапожник, который сшил сапоги, говорит клиенту - у тебя эти сапоги со временем будут все круче и круче, там подошвы новые будут появляться, сапоги будут становится все более теплые и мягкие и т.д.
Даже если клиент согласен, а сапожник владеет приемами бытовой магии, то первый вопрос - на хрена это сапожнику?
Ему ж наоборот выгоднее - чем клиент раньше сапоги сносит, тем скорее прибежит к нему новые шить.

Поэтому, в пятых.
С 1 июля 2018 года Тесла предлагает так называемый "Premium Connectivity package". Который будет стоить около $100 в год, и включать в себя некоторые фишки, не входящие в стандартный пакет. Спутниковые фотографии в навигаторе, отображение трафика на карте, streaming music, upgrade некритических моментов по воздуху без WiFi.
Хочешь - плати, не хочешь - не плати. Хотя цена, согласитесь, для владельца авто стоимостью 50-60 тыс. долларов - смешная.
Ну а теперь вспоминаем, что писалось тут еще два года назад:

Элон Маск как ледокол постиндустриала или Тесла на халяву.
Тесла на халяву - 2, или зачем Маск полез в электросеть.
Тесла на халяву-3. Маск полез в streaming music.

Ах вот оно что, Семеныч. :)

Однако, отметим, что Маск прет к подписке не как все нормальные люди сейчас делают, а какими-то козьими тропами, через первичное создание экосистемы. Создавая зарядки, солнечные крыши, настенные батарейки и прочее. Точно копируя гениальную идею Стива Джобса, но она была гениальная для своего времени! Сейчас все это можно делать более изящно, и хотя бы не последовательно, а как минимум, параллельно с подпиской.

Но тем самым Маск дает нам возможность проиллюстрировать сказанное в предыдущих постах, про акселераторы постиндустриала.

Еще раз.
Почему производители принтеров продают принтеры практически за бесценок? Потому что покупатель становится покупателем их картриджей, на которых и делается профит.
Почему производители АЭС финансируют(дают кредит) на постройку станций? Потому что покупатель подсаживается на весьма дорогое топливо.
И т.д.

Так и здесь, только с более интересными нюансами.
Если сейчас покупатель покупает нынешнее обычное авто, то производитель получает возможность загнать ему позже какие-то запчасти (если он их сам делает), либо, если производителю не повезло - обязательство ремонтировать покупателю это авто по гарантии.
И все.
А в случае с подпиской, даже в ее сверхобрезанном виде нынешнего "Premium Connectivity package" - производитель получает прямой источник дохода.

Другими словами, проданный им автомобиль одновременно превращается в работающий на него КАПИТАЛ!
Это даже не считая доходов со всей экосистемы, накрученной вокруг этого проданного авто - электрозарядки, батарейки и прочее, и тоже приносящий косвенный доход, просто в экосистеме этот момент не так четко виден.

=========================================================

Может я плохо умею объяснять, учитывая полный бедлам, устроенный в предыдущих комментах, но купленная за кэш или выплаченная квартира для проживания - это просто квартира.
А купленная квартира для сдачи в рент - это работающий капитал.
С этой точки зрения, возвращаясь к предыдущему посту - на постсоветском пространстве существуют какие-то странная гордость, типа у нас почти у всех свое жилье в собственности, а в Европах и Америках - либо в рент всю жизнь снимают, либо по 30 лет ипотеку платят.
Именно поэтому на Западе и капитала больше, потому что все это дикое количество жилья представляет собой работающий капитал - либо через рент (бизнесу доходных домов), либо через долгосрочные дешевые кредиты экономике, завязанные на ипотечные облигации.

Поехали далее .
Купленная машина для развозки своей задницы - это машина. Купленная машина для работы в Uber - это капитал.

Прослушанные курсы кройки и шитья для такого хобби - это просто курсы. А то же самое для открытия своего бизнеса - это уже капитал.

И т.д.
=============================================================

А теперь капиталом еще становятся автомобили - это просто следущая итерация уже имеющихся трендов. Только с хитрой особенностью - это не твой зуб. Не того, кто купил это авто. И не его капитал.
Это капитал того, кто ПРОДАЛ тебе машину. :)
Понятно, что это промежуточная и неэффективная схема, которая выпрямляется только полной подпиской.
Покупателю выгоднее менять машины как перчатки, чем их сначала покупать, к ним намертво привязываться, а потом еще и постоянно доплачивать. :)

Ну как, ТЕПЕРЬ ВАМ ПОНЯТНО, на хрена сапожнику менять (даже бесплатно) подметки на проданных им сапогах?
И почему покупателю будет выгоднее не покупать сапоги, а брать напрокат?

========================================================

Ну а теперь делаем следущую итерацию.
Допустим по дороге бегает миллион авто, а подписка (и/или оплата экосистемы) дает вам ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ денежный поток в 100 млн. в год.
Ну точно как в примере с картриджами для принтеров.

Еще раз - 100 млн. КАЖДЫЙ ГОД, весь срок эксплуатации этих авто.

Если вы хотя бы минимально вменяемый на свою голову сапожник, то будете не только за старым клиентом бегать, подошвы ему менять с бешеной скидкой, чтоб у вас такая халява подольше не кончалась... но и что?
Правильно, вкладывать полученную от этого денежного потока прибыль не в дворцы в Англии и не в яхты с млядями, как это принято на постсовке - а куда? В РАСШИРЕНИЕ КАПИТАЛА.
Или, прямым текстом - в субсидирование пошивки сапог или скидок на свои авто для новых клиентов.

То есть указанное выше утверждение о прибыльности Mоdel 3, как и споры о том, сможет ли Маск сделать дешевую версию этого авто - не имеют особого значения. Чем больше этих авто катается по дорогам, и тем самым больше поток денег от работы этих авто, как твоего капитала, тем дешевле ты можешь продавать новую продукцию новым клиентам.
И пусть конкуренты плачут.

========================================================

Ну а теперь представим вообще зубодробительную ситуацию.
Вы взяли квартиру в аренду. Класс.
А потом вам говорят - слушай, дорогой. Мы тебе скидочку сделаем, если ты тут прохожих в туалет будешь пускать.
Или в душ. Или поспать на соседнем диване. И вечеринки у тебя будут проводить, пока ты на дачу поехал.
Или, говорят, вы тебе аренду поднимем, но не против, чтоб ты сам вот это все перечисленное предлагал.

Предложение несколько неадекватное, верно?

Ну раз так, значит - в шестых.
Маск протвитил возможность возврата в его машины функции V2G, которая существовала в roadster.
https://electrek.co/2018/07/05/tesla-vehicle-to-grid-technology-v2g-elon-musk/

V2G - это когда электроэнергию можно передавать из машины обратно в сеть.
Казалось бы ничего особенного.
Но нет.

а) Теперь вспоминаем, как уже тут писалось, одна частная энергокомпания предложила своим клиентам субсидии на покупку электромобилей. Совершенно частные деньги, это не попил каких-то бюджетов.
Почему? А потому, что клиент станет покупать больше электроэнергии, и окупит эту субсидию кратно. А еще - потому что машина заряжается ночью, фиксит ночную яму потребления и стабилизирует сеть гораздо дешевле, чем другие способы для энергокомпании.

б) Другая энергокомпания, в Вермонте предложила и продвигает другую схему.
https://interestingengineering.com/tesla-powerwalls-help-vermont-through-heatwave
Смысл ее простой, называется virtual power plant (об этом тоже уже говорилось) - народ живет в субурбиях в частном секторе и там по погодным условиям временами отваливается электричество. Ненадолго, но неприятно. Ветер, ледяной дождь, провода рвутся и т.д.
И потому покупает дизеля, как backup power, ставит их в подвале и живет с этим определенным геморроем. Батарейка на стену куда как проще и удобнее, но дороже.
И тут энергокомпания им и предлагает - давай я тебе дам батарейку в гараж на халяву (почти). Тебе не надо мудохаться с дизелем, во время обрыва проводов вся батарейка в твоем полном распоряжении, НО - в остальное время это МОЯ батарейка.
И я ей буду резать пики потребления, чтобы не запускать сверхдорогие пиковые газовые станции.

А теперь объединяем эти два пункта. Если в электромобиле есть функция V2G, то это та же самая батарейка, только на колесах и циклопических размеров, по сравнению с настенной.
И как тут уже говорилось, держит сия батарейка 160 тыс. миль пробега с деградацией всего до 95%, а теоретически-лабораторно все полмиллиона при деградации до 80%.
Но автомобили столько вообще не живут.
Поэтому гонять их на разряд-заряд можно и в хвост, и в гриву...

Поэтому вполне возможна ситуация, когда производитель тебе делает скидку, как на принтер, поскольку это ЕГО капитал.
А энергокомпания досыпает тебе еще деньжат на покупку и говорит - а батарейка в ней (или часть ее емкости), еще и МОЙ капитал.
Есть еще опция, что ты показываешь энергокомпании средний палец и говоришь, хрен тебе - это МОЙ капитал, и продаешь ей энергию из батарейки по NetMetering в пиковые часы, хоть вечером дома, хоть днем с парковки у офиса.

И есть еще кучи других опций - это лишь варианты, которых может быть бесконечное множество, это именно то, что говорилось про миллионы эффективностей.

======================================================

И еще нюанс, что мы тут замечаем?
Верно. Sharing economy.
Не просто в виде аренды какого-то имущества, типа велосипедов, как это любят сейчас приводить в пример.
Но и в виде раздельного владения одним капиталом!!! :)
Кстати, раздельное владение капиталом, как средствами производства, сейчас тестируется в разных ипостасях - скажем, сейчас начинают тестировать бизнец-центры - в виде кучи мелких бизнесов с одним большим цехом и транспортом на всех, используемым по очереди.

======================================================

Ну так что, уважаемые комментаторы?
Будем есть шляпы, ворон, или хотя бы выдирать волосы на голове с криками: "о прости наши заблуждения"? :)
Не получится глубокомысленно пороть ахинею, заявляя, что нас, дескать, рассудит БУДУЩЕЕ.
Будущее УЖЕ наступило, его надо просто увидеть.
А не засовывать голову в песок, как страусы.

======================================================

P.S. Кстати, приводя в пример зубодробительную схему сдачи квартиры в аренду, как аналог послеупомянутой схемы работы электромобиля в смартгриде - мы говорили о неадекватности такого предложения для рынка квартир...

Ну... это как бы верно... для прошлой реальности.

А сейчас Airbnb работает над этим концептом:
https://realty.rbc.ru/news/5ae1bbc99a79470e48657933

Уже дома такие строит, специально спроектированные и заточенные под эту "неадекватность". :)

Как вам НОВАЯ реальность?
Мне лично она нравится. :)

P.P.S. Будущее УЖЕ наступило.
Надо просто открыть глаза и его увидеть.

Tags: tesla, бизнес-модель "подписки на услугу", цивилизация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments