April 2nd, 2018

Тесла на халяву или кое-что о монополиях.

Шум вокруг Теслы достиг в последние недели своего апогея.

[Spoiler (click to open)]
Настолько, что в нем решил поучаствовать сам Маск, с первоапрельским приколом в своем твитере.



Если кто не понял изюминки картинки - с такими картонками в Штатах на улицах сидят бомжи, с надписями типа "подайте на еду". :)

Но как бы то ни было - это повод вернутся к бизнес-модели Маска, да и вообще, к этому общему тренду, для которого Маск представляет собой просто наиболее яркий пример.

В последние несколько недель в новостную ленту вывалилось несколько, казалось бы, не особо примечательные новостей:
- на трассах замечены грузовики Теслы. Как следует из официального сообщения - эти грузовики тестируются в перевозках между фабриками Теслы.
- на крышу гигафабрики в Неваде начали укладываться солнечные панели.
- на зарядках Теслы будут строится рестораны

И все эти новости укладываются в существующий тренд, и к этим новостям мы еще вернемся, а сейчас просто вспомним, что говорилось в предыдущих сериях "Тесла на халяву".

А говорилось следущее.
Исходя из наблюдений, бизнес-модель Маска, накручиваемая вокруг электромобилей, выглядит весь на просто.
Сгрести себе в карман по максимуму все расходы, которые в настоящий момент владелец автомобиля (с ДВС) несет в разные чужие карманы.
И это выглядит весьма логично. Если подсчитать сколько стоит сам автомобиль, и сколько его владелец тратит за 10-15 лет на все, с этим автомобилем прямо или косвенно связанное - на заправку, смену масла и колодок, страховку, ТО, помывку, мелкие ремонты, вплоть до покупки какой-либо бытовой мелочевки в магазинчике на заправке или опциональной сосиски там же, а также платного сервиса потоковой музыки, которая льется из динамиков авто.
То выяснится, что все эти расходы серьезно превышают саму стоимость автомобиля.
И сгрести все эти расходы клиента в один карман - идея действительно весьма вкусная.

Кроме того, параллельно, Тесла делает тоже самое и внутри - гигафабрика в Буффало делает солнечные панели, которые ставятся на гигафабрику в солнечной Неваде, ну а грузовики Теслы возять грузы Теслы, заряжаясь на зарядках Теслы, на которых стоят солнечные крыши Теслы.

То есть имеем подход по увеличению максимальной эффективности бизнеса в стиле "нескольких зайцев одним выстрелом".
Заметим, насколько он отличается от бизнес-моделей индустриального периода, когда превалировало максимальное разделение труда между различными видами бизнесов.

И, кстати, сам электромобиль - это просто сыр, которым клиента заманивают в сервис "одного кармана". Который вполне может быть насколько угодно дешевым, вплоть до полной бесплатности.

При этом Маск не стремится сгрести все под одну крышу, не стремится идти по пути классических монополий, хоть вертикальных, хоть горизонтальных. Полуфабрикаты и компоненты, которые не влезают в схему "нескольких зайцев" покупаются у третих компаний, да и покупкой своих конкурентов Маск явно заниматься не собирается.
Наоборот это что-то плоское, типа блина, размазанного по сковородке - откусить там чуть-чуть, там чуть-чуть, а еще там, и там, и там...


Бизнес-модель Маска.

Короче, классической монополией тут и не пахнет. Да и на южно-корейский чеболь это тоже не похоже.

Однако, хотя суслика тут не видно, но все же он есть.
Вот эта блино-образная конструкция - это и есть своего рода монополия нового типа. К которой не подготовлено ни законодательство, ни общество.

Поясню о чем речь.

Если Маск собирается к 2020 году выпускать миллион автомобилей, то это вроде бы ерунда.
Всего 5% рынка.
Тупые хейтеры орут, типа как же он сможет конкурировать с Фордом или GM.
А теперь представьте. 5% рынка не только автомобилей. А еще 3% топливного рынка. 5% автосервисов. 2% энергетики. 1% других сервисов.
Это же финансовый монстр, по сравнению с которым все эти нынешние Форды, как такса - в сравнении с диплодоком.
Кроме того, совершенству нет предела, при увеличении площади нашего блина - длина его окружности увеличивается намного сильнее и количество потенциально прибиваемых зайцев растет в геометрической прогрессии. И значит, в перспективе эти 5%, 2%, 3%, 1%... - не только от того, что мы сейчас видим, но и от кучи того, что пока не замечаем?

Ну а теперь прикинем, что не 5% от "всего", а 20% от этого "всего"... - и какая это куча деньжищ и связанных с ними возможностей.

Потому что, если еще можно предполагать что Маск - добрый самаритянин, желающий облагодетельствовать все человечество (во что верится с трудом, но пусть даже так). То акционеры его будущей чудовищной компании - люди, в любом случае - весьма стандартные, лоббизм никуда не делся - и проблем с этим может быть выше крыши.

Ибо любые монополии - это могильщики конкуренции и прогресса, даже такие вот блинообразные.
Несмотря на всю их суперэффективность.

Поэтому, чисто на мой взгляд - антимонопольные законодательства новой реальности должны быть заточены не под отслеживание доли рынка в какой-либо конкретной отрасли, а под отслеживание доли общего дохода. Вот как только превышает какой-то порог, то... вжик..., и такой хитрожопый блин режется напополам.

Потому что повторю - дело даже не в Маске, это сейчас ОБЩИЙ тренд, понятие узкой специализации постепенно уходит не только в профессиональном плане конкретных людей, но и в плане бизнесов - куча компаний сейчас пробует расти в виде таких блинов, начиная заниматься сопутствующими товарами и сервисами. (Сразу отметим, что и в международном разделении труда все это разделение начинает хериться - но это отдельный разговор)

=======================================

Может возникнуть справедливый вопрос.
А как же распределенность и матрица, если ты говоришь про такой вот тренд на такую вот концентрацию, пусть и виде блинов?

Никаких противоречий.

На самом деле мы во всем наблюдаем столкновение двух трендов - из которых и рождается трансформация, а не аннигиляция в рамках мальтузианского креста.

Вспомните - с одной стороны роботизация и AI когда роботы отбирают работы, а с другой недоперезанятость - когда работать никто не хочет, либо не может, либо некому. Замечательно стыкуется и как раз на стыке мы и получаем новую распределенную экономику, аватарные рабочие места и прочее...
Или другой пример, который обсуждался совсем недавно - с одной стороны перенос производств ближе к потребителям, то есть из стран Б-типа в кадрово-дефицитные страны А-типа, а с другой стороны стремительное внутреннее развитие кадрово-избыточных стран Б-типа. На выходе опять получаем размазанную по всей планете распределенную экономику с аватарными рабочими местами и выравниванием уровня жизни.
И т.д.

Так и здесь. С одной стороны эволюционное стремление к увеличению эффективности за счет таких вот блинов, а с другой - тренд на увеличение эффективности за счет гибкости и самобалансирования gig economy.
В результате мы получим что...?
Правильно, смотри предыдущий пост, с цитатой из Лема.
Следущий этап эволюции блинов - в блинообразные тучи мошек (средних, мелких или вообще самозанятых бизнесов и т.д.). Это на данный момент теоретический максимум эффективности, достигаемый за счет неограниченных степеней свободы матричных элементов.
Другими словами и в самом простом примере - если начинает какая то мошка выпендриваться или лениться, то туча ей дает пинком под зад. Если же мошек начинает не устраивать туча - мошки перебегают в другую тучу.
Абсолютная конкуренция с максимальной эффективностью.
А динозавры вымрут.

Где-то так.