gorynych1 (gorynych1) wrote,
gorynych1
gorynych1

Categories:

Crash test. Эффект маршрутки или десять негритят.

Украинское информационное пространство накрыла волна пропаганды-страшилок в стиле "не ходите, дети, в Африку гулять".

[Spoiler (click to open)]
В смысле - не едьте работать и жить за бугор.
Потому что за бугром "акулы, гориллы и большие злые крокодилы". И прочие издевательства над украинцами.

Ну что ж.
IMHO, до кого-то таки дошло, что происходит.
Правда, дошло со скоростью, как до диплодока - хвост уже отгрызли.

Для новеньких читателей блога напомню с чего начиналось -
Crash test или сага о безвизе.
Ну и далее, по тегу crash test.
https://gorynych1.livejournal.com/tag/crash%20test

Сжато, про эффект недоперезанятости можно посмотреть тут:
FAQ. Эффект недоперезанятости.
Ну и по соответствующим тэгам.
=================================================

Итак, в очередной раз вернемся к наблюдению полевого экперимента (напомню - ускоренного прохождения экономики через проблему "недоперезанятости") и разбору внутренностей сего процесса с целью понять как оно все там устроено и как оно работает.
И наконец-то, уже кое-что стало видно.

Мама-анархия.

Забегая вперед, скажу, что стало видно.
Что проблема "недоперезанятости" абсолютно точно, просто тютелька в тютельку налазит на общий pattern постиндустриального перехода.
Перехода от концентрированной, планируемой, "конвейеризируемой" жизни винтиков и гаечек индустриального периода к распределенной и свободно болтающейся на матричных шарнирах.

Напомним этот pattern, через несколько примеров.
- Пост-промышленность. Уход от централизованных заводов, работающих "вал по плану" на склад - в распределенные поближе к потребителю небольшие цеха 3d печати и кобото-линий, работающих on demand. С реакцией на увеличение или уменьшение спроса или даже изменение(!!!) вида продукции - буквально в дни или даже часы.
- Пост-с/х. Переход от планируемой за месяцы деятельности традиционных ферм к реакции производства с/х продукции on demand, на куче небольших вертикальных ферм, приближенных к потребителю. Методом изменения урожайности путем изменения подсветки и смены продукции (высадки семян нужного вида растения) сразу, не дожидаясь нужного времени года.
- Энергетика. Уход от традиционной генерации, стоящей на фундаменте базовой генерации, планируемой на годы вперед - к распределенности, к смарт гридам, demand management и прочим батарейкам, заточенной под динамичное изменение спроса.
- Ну и т.д. Тоже самое пост-образование также следует этому pattern, но пока только в IT - при появлении новых технологий и продуктов не надо перестраивать образовательный процесс в институтах, открывать новые кафедры, переоборудовать лаборатории, ждать набора и выпуска студентов и т.д. Вместо этого - практически моментальный выпуск онлайн-курсов, интерактивных tutorials и прочего, заточенного на любое количество студентов без всякого плана.

На самом деле, как выяснилось, недоперезанятость тоже ложится четко в этот pattern. Проблема абсолютно точно повторяет именно такие проблемы в промышленности, с/х, энергетике и прочем.

И чтобы это увидеть (а еще сложнее это объяснить) воспользуемся разбором какого-нибудь конкретного, максимально простого примера, доводимого местами до сферо-конности в целях наглядности.
И проще всего, как мне кажется, взять для этого пример с маршрутками. Ну и назовем этот эффект неналезания новой реальности в старые шаблоны как-нибудь - скажем "эффект маршрутки".

Итак, поехали.

=========================================

Для большей экономии лучше всего бежать за такси.

Имеем маршрут, который проходит через весь город и на котором работают 10 маршруток.
И десять водителей.
Процесс недоперезанятости приводит к выбыванию трех водителей, без принятия на их место кого-либо еще.
Негритят осталось всего семь.

Казалось бы, какие проблемы, деньги идут от клиентов те же самые, зарплаты оставшимся можно поднять и водилы будут работать чуть больше. Ну и маршрутки будут набиваться немного плотнее, и ездить немного реже.
Классика торговли на базаре - спрос и предложение.

Однако - хрен там.
Маршрутка, как бы это не казалось парадоксальным - детище конвейерного индустриального образа жизни.
Поэтому:

1) сразу же выяснится, что именно в часы пик недостаток маршруток приводит к проблемам.
Все, желающие попасть на работу - в них не влезают. А те, кто влезает, едут на головах друг у друга.
И первые, и вторые срывают зло на водилах, вгоняя их в стрессовое состояние. Периодически кому-то из водил набивают морду.
2) попытки увеличить частоту за счет уменьшения длины маршрута - невозможны, ибо у нас индустриальная цивилизация с необходимостью доступа к индустриальному транспортному конвейеру всех жителей города. Поэтому приводят к протестам пассажиров, перекрытием теми дорог и прочих акций саботажа. Ну и соответственно, к реакции властей, начинающих прессовать и нагибать маршруточников разными методами.
3) нехватка маршруток в час пик вызывает взлет спроса на услуги "грачей" и рост их дохода. Кроме того, единственным доступным способом уменьшить нагрузку на водителей является уменьшение часов работы за счет позднего вечера - то есть вообще хер куда уедешь, что тоже повышает спрос на грачей и их доходы.

В результате водилам приходится работать гораздо больше, в гораздо худших и нервных условиях.
Обладатели наиболее тонкой нервной системы психуют, говорят - да пошло оно все нахер, и уходят в грачи (gig economy). Пусть доходы чуть меньше, но плюсов в сто раз выше.
Негритят осталось пять.
С транспортом в городе начинает творится вообще дикий трэш и угар.

Но каких негритят осталось? Самых пофигистов. Которые и до этого задницу особо на работе не рвали, а после этого вообще забьют болт.
Все равно ведь не уволят, а если уволят и штрафами щемить начнут - то завтра же с радостью в другую транспортную компанию возьмут.

Ну и теперь возникает ситуация - один водитель заболел. У нас же индустриальный подход (тут лучше подходят какие-нибудь троллейбусы с КЗОТами), поэтому больничный, желательно на подольше.
Второй ушел в отпуск, тоже плановый индустриальный образ жизни, - на месяц.
Ну а третий, совсем пофигист - поехал на выходной к куму на свадьбу и там запил, на неделю.

На маршруте вместо 10 негритят - только два.
То есть, городу полный пц, в смысле коллапс. На несколько дней, но этого достаточно для диких проблем, вплоть до прибитого вилами к стенке своего кабинета - мэра города.

Вот такой вот простой, и местами сфероконный, для наглядности, пример.

=========================================

Заметим, что сей "эффект маршрутки" замечательно накладывается на кучу других сфер деятельности.

Врачи с медсестрами.
Их нужно не просто достаточно, но с избытком, для покрытия пиков спроса - в период гриппа или гололеда, чтоб народ с переломами не ждал в коридоре несколько дней, терпя дикие боли.
Ну и должны они быть везде "в городе", а не только в офисе "на главной улице".

Энергетики.
Тоже с избытком - для покрытия пиков работы во время аварий ЛЭП из-за сильного ветра или прорыва теплотрассы из-за оттепели.
И ВСЕ провода с трубами должны продолжать лежать, где лежали, без попыток уменьшить "длину маршрута" - чтоб вилами не проткнули.

Дворники.
На случай снегопадов или сезонных нюансов, например - листьев.

Рабочие водоканалов и пожарники. Учителя и воспитатели. Работники заводов и охранники магазинов.
И т.д. и т.п.

Видно, каким образом эффект недоперезанятости приводит к коллапсу имени пушного зверя.

Ну и под конец - самое вкусное.

Последний негритенок тут посмотрел устало...

Практически во всех постах на тему недоперезанятости, и соответственно, крэш-теста находятся весьма легкомысленные комментаторы, которые заявляют, что, мол, никакой проблемы нет и никаких эффектов нет - начинайте работникам платить больше, и все будет в ажуре.
Или даже хуже - дескать роботы всех заменят. :)

Давайте пока с бредом про роботов погодим, а разберемся с повышением зарплат.
На примере той же самой маршрутки.

Три водилы уехало в Польшу, еще двое мылятся - коллапс не за горами.
Нужно платить больше. Чтобы и тех вернуть, и эти не ушли.

Без проблем. Пассажиры, слышали, что вам говорят?
ПЛАТИТЬ БОЛЬШЕ.
Не 5, а 20 гривен.
Не 7, не 10... а именно 20.
ДВАДЦАТЬ, если кто не понял, косметическими изменениями эти проблемы не решаются - в Польше зарплаты ого-го, и растут быстро.

Чтобы вообще куда-то доехать.
Для упрощения ситуации, кто будет возмущаться - расстрел на месте.

Итог, трое вернулись, поверив в обещание, маршрутки катаются, бензин жгут... но народ за 20 гривен стал ездить меньше В РАЗЫ.
В часы пик еще нормально, а в остальное время - по одному-два человека в салоне, на максимальное расстояние.
У народа-пассажиров ведь зарплату не подняли.
В этом вся фишка - если поднять зарплаты сразу ВСЕМ, без увеличения производительности - то это будет просто инфляция и НИЧЕГО не поменяется.

Итого, наши 10 водителей начали получать не больше, как было обещано, а меньше!

Водители, ремонтники, диспетчеры, бухгалтера, уборщики и прочее в этой транспортной компании - получать стали меньше в разы.
А ездить нужно по старому маршруту и старому расписанию - это особенность индустриального уклада.
Каков дальнейший результат?

Вообще негритят не останется.
Совсем.
Ни активных, ни пассивных, ни глухих, ни бухих... - вообще никаких.
И народ будет кататься на ишаках, вспоминая маршрутку, как эпизод из сказок, вроде ступы Бабы-Яги или ковра-самолета.

Оптимисты, блин. Зарплаты поднять.

P.S. Но выход должен быть.
(Смотри выше на трансформацию индустрии, с/х, энергетики и прочего.)

И мы пробуем этот выход нащупать.

В виде деурбанизации, децентрализации, в виде "работ, которые не работа", и прочего, прочего, прочего, и чем писалось в этом блоге.
А за крэш-тестом будем наблюдать, чтобы корректировать наши исследования.

Всего вам доброго! (c)
Tags: crash test, недоперезанятость
Subscribe

  • И свет - между ними.

    Нашел чудесную картинку на просторах Интернета. Вот попробуйте мне сказать, что оно случайно так нарисовалось. :) Сила Жизни и Сила Баланса.…

  • Что такое Оранта.

    Сначала смотрим официальную версию. https://ru.wikipedia.org/wiki/Оранта Ора́нта (от лат. orans — «молящаяся») — один из основных типов…

  • Что такое суеверие. Часть 3.

    Самое интересное в суевериях, это то, что они, чисто с технической точки зрения, в своем подавляющем большинстве - должны являться просто элементами…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments

  • И свет - между ними.

    Нашел чудесную картинку на просторах Интернета. Вот попробуйте мне сказать, что оно случайно так нарисовалось. :) Сила Жизни и Сила Баланса.…

  • Что такое Оранта.

    Сначала смотрим официальную версию. https://ru.wikipedia.org/wiki/Оранта Ора́нта (от лат. orans — «молящаяся») — один из основных типов…

  • Что такое суеверие. Часть 3.

    Самое интересное в суевериях, это то, что они, чисто с технической точки зрения, в своем подавляющем большинстве - должны являться просто элементами…