gorynych1 (gorynych1) wrote,
gorynych1
gorynych1

Category:

Матричная металлургия. Медленно, но верно.

Навеяно дискуссией в комментариях.
Но начнем с другого.

[Spoiler (click to open)]Год назад писалось (http://gorynych1.livejournal.com/107324.html), что Alcoa ввела в строй завод по производству аллюминиевого порошка для 3d печати, которое все более активно используется в авиапроме и других отраслях.
Новость была приведена как пример необходимости огромных инвестиций в R&D, которые в различных странах обеспечиваются за счет перекрестного субсидирования - население платит за какие-либо ресурсы дороже, тем самым субсидируя промышленность, у которой остаются деньги на исследования и модернизацию.

Прошел год, и есть повод к этой теме вернуться.
Кроме направления 3d печати Alcoa(Arconic) осуществила еще один технологический прорыв, еще в 2014 году, но именно сейчас новая технология пошла в реальное производство.
http://news.alcoa.com/press-release/alcoa-unveils-next-generation-aluminum-materials-through-breakthrough-manufacturing-0

Если коротко - это технология микро-завода, который позволяет ускорить производство аллюминиевого проката с 20 дней до 20 минут.
Отсутствие циклов нагревания/охлаждения, которые существовали при предыдущей технологии, позволяют уменьшить потребление энергии на 50% и сделать продукт на выходе гораздо более качественным.
То есть быстрее-дешевле-качественнее.

И особенно отметим - это технология даже не мини-, а МИКРО-завода, которая замечательно ложится в концепцию пост-индустриальной распределенности всего, чего только можно.

В настоящий момент продукцию такого завода уже начал использовать Форд, для облегчения веса последней модели своего знаменитого F-150, кроме того, этот продукт активно тестирует множество других производителей различной техники.

И это не заскок, а жизненная необходимость.
Потому что уменьшение веса равно увеличению топливной эффективности.

Вот, кстати, интересная статья про замену стали в автопроме:

http://aluminiuminsider.com/steel-versus-aluminium-whos-winning-lightweighting-battle-cars/



А вот, чтобы два раза не ходить, статья про замещение стали композитами.
http://www.engineering.com/AdvancedManufacturing/ArticleID/12594/Can-Carbon-Fiber-Replace-Steel-in-the-Automotive-Industry.aspx


Миниатюризация и распределенность.

К чему все это говорится?
К тому, что еще 2 года назад появилась на свет интересная статья с красноречивым заголовком:
From mini-mills to alternative materials, competitive threats create a challenging landscape
http://usa.arcelormittal.com/news-and-media/blog/2015/apr/04-15-2015

Автор - Andy Harshaw, CEO американского подразделения знаменитой, самой большой в мире металлургической корпорации ArcelorMittal.

Если отбросить политесы, то в статье написано, что традиционной металлургии в среднесрочном будущем наступит хана.
Будущее - за мини- и микро-заводами, а также альтернативными материалами.

В качестве примера приводится такая вот картинка:



Прошедшие 2 года показали, что Andy Harshaw был абсолютно прав.
Традиционная "интегрированная" металлургия залезла еще в большие убытки из-за низких цен на их продукцию.
Но при этом по всему миру продолжали строится мини- и микро-металлургические заводы. Точно также, как продолжилась тенденция замещения стали альтернативными материалами, от аллюминия до композитов, причем отметим, также с продолжением миниатюризации и распределенности производственных процессов.

Как пример конкурентоспособности микро-заводов, открывающийся в сентябре этого года микрозавод в Оклахоме:
http://www.engineering.com/AdvancedManufacturing/ArticleID/10516/New-Micro-Steel-Mill-is-Competitive-Despite-Low-Steel-Prices.aspx
Прямым текстом говорится, что лучшего доказательства конкурентоспособности не сыскать.

Китайский металл или цена экологии.

Реакцию американского металлургического рынка на ограничения индустриального периода можно просто заключать в рамочку и вешать на стену. Как картинку постиндустриального перехода.
Как уже тут неоднократно говорилось, драйверами перехода в постиндустриал является удорожание ресурсов, рабочей силы и экологии.

А вот картинка "дешевого" китайского металла.





Легко рассуждать о вечных преимуществах традиционной металлургии, сидя где нибудь в чистом столичном офисе.
А на картинке - реальная цена китайского металла, производство которого составляет ПОЛОВИНУ от мирового, и которое не только потребляется внутри, но и идет на экспорт, в основном в виде изделий сделанных на этой мировой фабрике.
Китай в его настоящем, индустриальном виде, экспортирует свою экологию.

Можно с уверенностью утверждать, что Китай, как и прочие страны будет проходить совершенно те же ступени развития и перехода, который проходят развитые страны.
Вопрос экологии стоит уже ребром.
Дешевая китайская рабочая сила испаряется, как снег весной.
А значит, традиционным интегрированным заводам придется уступать место небольшим мини- и микро-заводам, следуя мировой тенденции.

Кстати, жители металлургических городов других стран могут сие подтвердить своей экологией.
И по мере роста качества жизни в этих странах народ просто будет разбегаться из этих грязных городов, либо стоимость затрат на экологию и компенсации станут такими запредельными, что традиционный процесс таки уступит место более миниатюрным и чистым производствам.


Эффект мусора или пик стали.

Хотелось бы отметить еще одну сторону экологического эффекта, которая обычно не рассматривается с этой стороны.
Дело в том, что в мини- и микро- металлургических заводах сырьем обычно является металлолом. (Либо - DRI).
А металлолом, простите, это МУСОР.
Другое дело, что этот мусор является замечательным вторсырьем.

Но!
Согласно исследованиям, в следущем десятилетии наступит пик мирового потребления стали.
После чего потребление стали будет только падать.

Однако человечество накопило за последние несколько десятилетий столько потенциального металлолома, которое по мере замены и модернизации надо куда-то девать - что встает вопрос, а не обвалится все заточенное под традиционные способы производство вообще колом?
Если учитывать, что средний цикл оборота металлолома составляет около 25-30 лет... и Китай стал металлургическим монстром совсем недавно, раскидав в виде своих изделий дикое количество металла по всей планете - то прикиньте сколько будет дешевого металлолома уже в следущем десятилетии...
И это на фоне развивающейся технологии производства DRI..., которая тоже дешевеет не по дням, а по часам.

Или еще раз, объединяя все вместе:
То есть с одной стороны - спрос на продукцию металлургии будет падать.
А с другой - экология все дороже, труд все дороже, а мусорного ресурса, в виде металлолома - дикое количество.
И как вишенка на торте - продолжающееся улучшение и удешевление технологий на мини- и микро-заводах.

По моему, результат очевиден.

ВСЕ уйдет в распределенность с максимально возможной миниатюризацией.
И металлургия тут вовсе не исключение.
Tags: #постиндустриал, отказ от использования металла
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments