gorynych1 (gorynych1) wrote,
gorynych1
gorynych1

Categories:

Матрица. Uber-изация как один из факторов деиндустриализации.

"Работа заключается в том, что человек обязан делать, а развлечение в том, чего он не обязан делать."(c) Марк Твен, Приключения Тома Сойера.

[Spoiler (click to open)]
Читатели этого блога, возможно задавались вопросом - а почему автор обходил вопросом такое эпохальное, по большому счету, явление, как Uber?
Ответ - нельзя объять необъятное. А еще - слона надо есть по кусочкам.

Но вот и до Uber'а руки дошли.

Итак, Uber.
У него очень простая модель работы - все ее знают, не будем тратить на это время.

Просто добавим - это МАТРИЧНАЯ модель.
Прямо как картинка Матрицы, хоть на стену вешай.
Детерминированные межэлементные связи, с системой лайков и дизлайков.
Добавить тут просто нечего.

Однако остается интересный, и на мой взгляд, самый главный вопрос.
Уничтожает ли Uber рабочие места?

О бедном таксисте замолвите слово.

Мейнстрим уверяет, что да, Uber уничтожает рабочие места..
Типа, куча таксистов остается без должного дохода, потому что куча народу начало "грачевать".

Но так ли это на самом деле, особенно с проекцией в будущее?
Ответ - категорическое НЕТ.

Хотя, с одной стороны какие-то рабочие места уничтожаются. Например вот:



Уничтожаются рабочие места тех, кому по кайфу "развести лоха" на бабло, заломив 10-кратную цену.
А потом стоять у вокзала 3 часа, ни хера не делать и травить байки в ожидании очередной жертвы.
Готовы о таком бедном таксисте замолвить слово?
Чтобы вернуть его к прежней деятельности?

А с другой стороны рабочие места создаются.

Недавно провели исследования в американских мегаполисах, и выяснили, что:

Во первых, появление Uber'а нанесло вред экологии (запрос был с закосом под это). Оказалось, что куча народу начало использовать Uber, отказавшись от прогулки, велосипеда, общественного транспорта и прочее.
То есть общий объем перевозок вырос!!!

А вот во вторых..., и самое интересное..., оказалось, что достаточно большой процент водителей Uber'а работает не столько из-за получения денег, а им просто по кайфу подвезти кого-то, чтобы поболтать.
Или чтобы не скучно было до дома добираться. А небольшие деньги - просто приятный бонус.

То есть мы опять приходим к явлению, описанному в проблеме "недоперезанятости", как одному из драйверов этой "недоперезанятости".

Uber создает рабочие места для ПОДРАБОТКИ, т.е. работы, которая не является единственным или основным источником дохода.

То есть именно те рабочие места, "типа сисек"(c), про которые говорилось что это "работа, которая не работа"(c).
Uber - это те же самые "сиськи"(tm), только в профиль. (Кстати о "сиськах", и опять с ленты.ру - их эта тема почему-то завораживает. https://lenta.ru/news/2017/07/21/nevadamama/ 5 тыщ. баксов в месяц - работа, которая не работа).

То есть это рабочие места, максимально удобные для людей со свободным графиком, так называемой gig economy.

А что из этого следует?
Исполнение мечт.

Бесконечное число степеней свободы.

Это реально исполнение мечт.

Исполнение мечт тех, кто хотел работать на себя, а не на дядю.
Делать то, что ему нравится.

Кому-то нравится с народом потрепаться, и он будет время от времени в Uber колесить.
Кто-то сходит с ума от готовки, и будет выкладывать на Youtube ролики своих кулинарных творений или открытий, зарабатывая небольшую копеечку на просмотрах.
Кто-то любит с железками ковырятся, и будет помогать что-то устанавливать, настраивать или чинить, без необходимости открытия своего бизнеса и связанной с этим отвественности и прочего геморроя.
Кто-то любит цветы, кто-то кошек, кто-то на темы политики писать... и т.д. и т.п. - степеней свободы получается неограниченное количество.

Причем возможности это делать "пучком" - можно будет иметь сразу несколько "неработ".

Однако все это открывает определенный ящик Пандорры.

Рыбка, рыбка, я не этого хотел...(c)

Во первых, работать придется гораздо больше.
Простой пример - отмечено, что переход с офисной работы на удаленную - РЕЗКО увеличивает количество рабочих часов, пусть и давая взамен определенную свободу и гибкость. Это и понятно, начало работы может начинаться с ответов на почту в 6 утра, как только открыл глаза, и может заканчиваться за полночь, когда нужно что-то доделать. Это не говоря уже о ночных графиках или субботах-воскресеньях.

Точно также - человек, для которого работа - это хобби точно также будет добровольно тратить на это больше времени, нежели тот, для которого такая работа - простое принуждение.

Во вторых, работать придется гораздо интенсивнее.
Пример - фанатики, фанатеющие от каких-нибудь игрушечных железных дорог, могут потратить весь отпуск на свое увлечение с утра до вечера, а еще и мотаться в соседний город на какие-нибудь выставки.
Подобной интенсивности просто невозможно добится в аналогах традиционной работы, причем не только на дядю, но даже и своего своего малого бизнеса, если, конечно, последний не является таким же фанатичным хобби.

В третих, работать придется за меньшее вознаграждение.
Как сказано в приведенной выше цитате Марка Твена: развлечение, это то, что ты не обязан делать. И пример с покраской забора у него просто конгениальный - за развлечение принято платить, а не получать деньги.

======

Но это вызывает вопрос конкурентоспобности тех, кто не нашел свою нишу.
Потому что, как в примере с Uber, появится куча народа, готового работать больше, лучше и за меньшие деньги.

А также конкурентоспособности отдельных видов работ, из которых gig economy будет высасывать кадры, как пылесосом.
Да что там - отдельных!
ВСЯ индустриальная цивилизация построена на работе "винтиков" и "гаечек", которые ходят на работу с 8 до 5, с выходными и отпусками, с протоптанными ежедневными маршрутами и расписанием (работа-магазин-телевизор-спать), и от которых критически зависит наша индустриальная цивилизация в ее нынешнем виде - с городами и заводами, магазинами и больницами, транспортом и курортами...

Чтобы затормозить вымывание кадров, нужно будет резко поднимать зарплаты и увеличивать бенефиты, а значит СТОИМОСТЬ всего нынешнего, всех товаров и услуг, производимых традиционной экономикой - от автомобилей и холодильников до медицины и транспорта.
А значит, и стоимость жизни - ведь большинство товаров и услуг будет становится все дороже и дороже.

А это означает увеличение неконкурентоспособности традиционной экономики, и следовательно, ее постепенной трансформации в новую, постиндустриальную, максимально распределенную gig economy.

И этот процесс как раз и наблюдается.
В виде нехватки кадров и "недоперезанятости", в виде деградации мегаполисов и роботизации, в виде новых бизнес-моделей, типа "подписки"... и прочем, и прочем, и прочем..., всего, о чем мы тут постоянно говорим.

Uber - это просто небольшой кусочек этого невероятно красивого пазла.
Tags: матрица, недоперезанятость
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments