gorynych1 (gorynych1) wrote,
gorynych1
gorynych1

Categories:

Постиндустриальный индустриал. Часть вторая.

При прочтении предыдущей части у читателя мог возникнуть вопрос.
А чем нынешняя модель не устраивает, особенно в ее роботизированном воплощении?
Ведь круто, роботы пашут, все сверкает, все блестит.

[Spoiler (click to open)]
На самом же деле в индустриальной модели далеко все не блестит, если не сказать хуже.

Раз картошка, два картошка.

Позаимствуем у Василия Ивановича метод демонстрации "на картошках".

Представьте, что ваш друг живет в общежитии.
И он пригласил вас к себе в гости, посидеть под рюмку чая, пообещав накормить каким-либо блюдом.
Неважно какое блюдо, пусть даже простая жареная картошка.

Вы приходите немного раньше, и наблюдаете следущую картину.
Ваш друг готовит обещанную картошку. Но КАК он это делает!!!

Для того, чтобы почистить картошку, он несется на 9 этаж, потому что там, у его знакомого, есть специальный ножик для чистки картошки.
Потом он с почищенной картошкой несется на 1 этаж, потому что там есть ножик для того, чтобы порезать ее дольками.
Потом несется на 6 этаж, потому как там есть сковородка.
Потом, уже с картошкой на сковородке, бежит опять на 1 этаж, потому как там есть газовая плита.
Потом, сгребая со сковородки в пакетик полупрожаренную картошку, несется с этим пакетиком на 8 этаж, чтобы посолить, потом опять на 1, чтобы дожарить...
И как вишенка на торте - делит порцию на 9 частей, и разносит по 9 этажам, потому что еще не знает, на каком этаже можно будет устроить посиделки. После посиделок, естественно, на следущий день, он выкинет 8 порций в мусорку.

Интересно будет посмотреть на вашу реакцию, при виде подобной картины.
IMHO, реакция весьма предсказуемая.

Дурдом на колесах.

Но почему-то мы имеем совершенно спокойную реакцию вот на ЭТО:



Это современная модель работы промышленности.
С определенными допусками, это именно модель приготовления картошки, описанная выше.
Или полный дурдом.
Или, если более точно - дурдом на колесах, потому как все время надо что-то куда-то возить.
И не только возить.
Без наличия хрустального шара, приходится возить с запасом, все это где-то хранить, страховаться на случай срыва поставок и движения цен на сырье и полуфабрикаты. Выкидывать или продавать с огромной скидкой нераспроданный на складе или испортившийся по дороге товар.
Посылать покупателя на три буквы, если тому вдруг понадобилась снятая с производства модель или материал.
И т.д. и т.п.
И все это закладывается в стоимость товара.

И не важно, смотрим ли мы на эту модель в мировом масштабе, как на картинке, или в масштабах страны, или в масштабах отдельного региона. Все одинаково.
Все носятся с картошкой по этажам.

Есть ли альтернатива?

Альтернативой этому дурдому на колесах мог бы стать плановый дурдом на колесах, как в СССР, который снижал указанные потери при производстве и распределении продукции.
Но как показала практика, он ведет к застою и деградации, ибо десятилетиями использовать оптимизированный до предела цикл производства калош образца 1920 года, может быть и экономично, но совсем бесперспективно.

Ну, а указанная в первой части роботизация, вообще никак не решает эти проблемы.
Вот небольшой пример:

http://robohub.org/factory-move-to-u-s-creates-jobs-with-help-from-robot-workforce/



Американская компания Bicycle Corporation of America (BCA) недавно перевела завод по производству велосипедов из Китая в один из депрессивных городков США. Просто потому, что использование роботизированной линии сборки колес заменило 100 китайцев.
Утверждается, что оставшиеся 140 рабочих мест, с учетом ликвидации транспортной доставки велосипедного "воздуха" в коробах из-за океана - в США иметь выгоднее, чем в Китае.
Короче - ура, ура, делаем Америку великой взад.

Но что мы видим на видео? Опять тот же самый дурдом на колесах, только с привлечением робота.
Робот втыкает спицы, афроамериканцы прикручивают колеса, причем в самом огромном количестве этих самых колес.
То есть это тот же самый mass production!
Из завозимых отовсюду запчастей, и с воздухом, развозимом в фурах по потребителям.
Элиминирована, по большому счету, только небольшая часть транспортной составляющей. И все.
Все остальное осталось как прежде.

Изобрести велосипед, или разруха в головах.

А почему?
А потому что, грубо говоря, велосипед сконструирован именно так, как он сконструирован, именно под дешевого работягу, втыкающего спицы в обод.
Если же речь идет о автоматизации, то конструкция велосипеда должна быть заточена уже не под человека-сборщика, а под ту или иную технологию. Как и материалы, используемые в этом процессе.
А если речь идет уже об таком уровне автоматизации, вплоть до затачивания конструктивных особенностей изделия, то становится выгодным иметь уже не mass production, а небольшую настраиваемую линию.
Способную выпускать небольшие партии "on demand", причем уже не только велосипедов, а кучи всего другого, что в данный момент нужно потребителю. И стоять эти линии должны не "адын штука" на весь регион, а десятки или сотни, размазанные по региону, гибко и быстро реагирующие на предпочтения покупателей.
То есть, другими словами, не завод, а РАСПРЕДЕЛЕННЫЙ по территории региона завод, где в транспортной составляющей себестоимости только подвоз сырья.

Напечатанное будущее.

На самом деле, тенденция перехода от крупных заводов к более мелким, приближенным к потребителям заводам-цехам, более динамично реагирующем на цены и спрос, последнее время отчетливо наблюдается в самых разных отраслях промышленности, по всему спектру это промышленности.
От металлургических мини-заводов (металлургическая революция) до мини-установок производства комбикорма прямо на фермах или мини-пивоварен, находящихся прямо в барах.

Но настоящий импульс распределенная промышленность получит после массового начала использования 3d печати.
Потому как эта технология просто создана для распределенного производства.

Переключить 3d принтер на производство другого изделия очень просто - надо всего лишь загрузить в его память 3d "чертеж" необходимого изделия.
Объем минимальной партии любого изделия - всего одна штука.
Количество различных моделей и модификаций товара, которые могут быть произведены на одном и том же принтере - в теории равно бесконечности.
Предел минимизации транспортных расходов - практически до нуля, наиболее простые и дешевые 3d принтеры могут стоять у народа в гараже.

И это будущее, на самом деле, уже рядом.
По крайней мере, использование 3d печати в промышленном производстве растет каждый год, причем именно в направлении развития производства "on demand".
Скорость и качество печати новых моделей очень быстро растет, в то время как стоимость 3d принтеров падает колом, прямо в соответствии с аналогом закона Мура.
Крупные производители различной техники уже закладываются на то, что через 5-7 лет большой процент запчастей (до половины) будет производится не централизованно, на какой-либо фабрике, а прям на месте, в многочисленных дилерских и сервисных центрах.

Но тут кроется одна засада.

Засада на дороге в постиндустриал.

Дело в том, что если для производства изделия нужен всего лишь принтер, то зачем платить больше, чем себестоимость печати самого изделия?
Это, грубо говоря, логика определенной части народа - если есть торрент, зачем платить за фильм?
Можно каким-то образом получить на халяву 3d "чертеж", зайти на Малую Арнаутскую, и распечатать там себе этот товар, в каком угодно количестве копий...
И если такое пиратство не особо влияло на производство медийного продукта, вроде музыки и видео, где все эти методы отжирали мизерную долю прибыли производителя, то в материальном производстве это уже становится преградой для создания самих товаров.
Особенно новых и прорывных.
Этап разработки и R&D, и вплоть до тестовой эскплуатации - все больше и больше дорожает, нужны деньги, чтобы окупать свою работу.

А конкуренты?
Скопировав "Пиратов Карибского моря" ты не сможешь его продать по демпинговой цене, поменяв название на "Пираты озера Титикака".
С 3d печатью товаров такое провернуть - легче легкого.
Ты корячился, влезал в долги, чего-то изобретал и создавал, и разорился, потому что сливки собрал какой-то пройдоха.

Короче, в цифровой экономике, к которой все мы дружно катимся, создавать какие-либо новые товары будет невозможно.
Тупик?
Да, с одним условием - если все остальное останется также, как есть сейчас.
Но оно, как сейчас - не останется.
Наступает эпоха экономики знаний.

А об этом уже в следущей части.
Tags: distributed manufacturing, пост-индустрия
Subscribe

  • И свет - между ними.

    Нашел чудесную картинку на просторах Интернета. Вот попробуйте мне сказать, что оно случайно так нарисовалось. :) Сила Жизни и Сила Баланса.…

  • Что такое Оранта.

    Сначала смотрим официальную версию. https://ru.wikipedia.org/wiki/Оранта Ора́нта (от лат. orans — «молящаяся») — один из основных типов…

  • Что такое суеверие. Часть 3.

    Самое интересное в суевериях, это то, что они, чисто с технической точки зрения, в своем подавляющем большинстве - должны являться просто элементами…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments