gorynych1 (gorynych1) wrote,
gorynych1
gorynych1

Categories:

Постиндустриал. Школа будущего.

На одном ресурсе наткнулся на разговоры о "школах будущего", которые, дескать, массово строятся в России.
После небольшого поиска по гуглу с удивлением почерпнул информацию о российском видении этих самых "школ будущего", куда сейчас действительно вбухиваются значительные финансовые, трудовые и материальные ресурсы страны.

[Spoiler (click to open)]
"Школа будущего" в представлении российской интеллектуальной элиты - это обычные американские high school, плюс определенные навороченные нюансы в образовательном процессе, и не факт, что улучшающие этот процесс образования.
То есть гигантские муравейники на тысячи детей, с бассейнами, стадионами, лабораториями, огромными классами и прочим.

Сказать, что я был в шоке от этой "концепции" - это не сказать вообще ничего.
Даже в Африке школы будущего себе так не представляют, судя по попадающимся мне в сети интервью некоторых представителей африканских стран... Не сказать, что в Африке прямо таки блещут откровениями из хрустального шара, но называть своим будущим американское настоящее, растущее из далекого американского прошлого - там не решаются.

Нет, господа, российские интеллектуалы.
То, что вы называете школами будущего - это школы прошлого.
Это модель, созданная 50-70 лет назад.
Школы расцвета индустриальной эпохи, когда основной задачей была приучить человека к взрослой жизни в индустриальной эпохе - толпой ходить на работу и толпой там что-то делать.
С огромным количеством прилагающихся к этой модели проблем.

Но мы уходим из этой эпохи.
В новую эпоху, которая будет похожа на настоящую не больше, чем суслик на чемодан.



Постиндустриальный человек СЕТИ.

В отличии от человека индустриальной эпохи, винтика производственных процессов, человек постиндустриальной эпохи будет человеком МАТРИЦЫ. То есть человеком, обладающим непредставимым сейчас набором степеней свободы, которыми ему нужно будет уметь пользоватся. И уметь во всем этом жить.

Поэтому нынешние школы, являющиеся (как и реальные тюрьмы) - одновременно, и дисциплинарными объектами и рассадниками самых плохих наклонностей (вошел оступившимся, вышел бандитом) - уйдут в прошлое.
Придет новая школа, причем придет не командно-директивными методами, а совершенно естественным процессом, постепенно и незаметно, как и прочие элементы матрицы.

Виртуальная школа.

Некоторое время назад тут обсуждалась тема виртуальной реальности, с упором на ее применении в аватарных роботах, и там было кратко упомянуто, что в сфере образования VR имеет вообще невероятные перспективы.
Здесь можно остановиться на этом подробнее.
Перспективы действительно невероятны. С помощью VR процесс обучения можно проводить на совершенно новом, и гораздо более высоком уровне. Физика, химия, биология(с разрезанием виртуальных лягушек или изучением клетки в мощнейший микроскоп), "игровая" история и экономика (об этом тут тоже уже писалось), робототехника и прочее - школа будущего будет так же отличаться от нынешней, как нынешняя от школы времен Тома Сойера.

Однако школа - это либо органическая часть госструктуры, либо ориентирующаяся на гос.стандарты в этой сфере.
И поэтому невероятно консервативная штука. Поэтому новой она не станет, даже если на всех школьников в этих школах-муравейниках нацепить шлемы VR. Нужен какой-то драйвер, который сковырнет старую школу и выкинет ее на помойку истории.

Главный закон цивилизации.

И этим драйвером, как и в большинстве остальных трансформационных процессов будет именно он.
Главный закон цивилизации.
Повторим его - ЦИВИЛИЗАЦИЯ ОЧЕНЬ ДОРОГО СТОИТ.
И его следствие - по мере развития цивилизации, цивилизация дорожает и дорожает.

Поэтому, скорее всего, все начнется с более свободных частных учебных заведений, и первопроходцами пойдут институты высшего образования. И только потом, постепенно, этот опыт начнет спускаться в средние школы.

Дело в том, что частные ВУЗы - это коммерческие организации, которые заинтересованы в максимальном получении денег при максимальном качестве обучения. И в настоящее время стоимость обучения в мире растет просто в геометрической прогрессии, что связано как с увеличением себестоимости обучения, так и со спросом - из-за огромной разницы в зарплатах между выпускниками ВУЗов и простыми работягами. Народ влезает в бешеные кредиты для получения образования, так что большую долю валового долга западных стран составляют именно студенческие кредиты, которые непонятно как они будут возвращать.
Кроме того, усложнение и ускорение технологических процессов, их переплетаемость в различных областях науки, с одновременных ускоренным устареванием знаний будут еще больше вздымать спрос на получение второго или даже третьего образования, или даже постоянного образования, пусть и не такого интенсивного, как в университетском кампусе.
И эта пирамида либо навернется со всего маху, либо трансформируется.
Трансформируется куда?
В VR.

Организация процесса обучения при помощи VR дает не только возможность кардинально улучшить процесс обучения, но и увеличить количество студентов при сохранении тех же самых затрат. По большому счету сидеть на лекции можно и дома, делать эксперименты дома и даже сдавать промежуточные контрольные тесты тоже дома. Университетам не нужно содержать гигантские кампусы, аудитории, лаборатории и прочее.
Вопрос межрасовых и межгендерных отношений, который является дикой головной болью всех университетов мира снимается и перемещается в матричное пространство межэлементной детерминации. Как и прочие отношения между студентами, командная работа над проектами и прочее.
Профессору с мировым именем не важно в какой аудитории делать лекцию - 100 человек или 100 тысяч. (последняя цифра просто для осознания возможностей масштабирования, а не в качестве прогноза. :) )
Более того, курсы могут вести профессора, находящиеся в самых разных местах планеты. Ну и "производственная практика", а ведь многие будущие рабочие места тоже будут аватарными или как минимум telepresence - какого, простите, хрена - аватарить из аудитории, что, на планете больше места нет? :)

Кроме того, это открытые двери к образованию для студентов с определенными проблемами со здоровьем. Малоимущих. Живущих в отдаленных местах планеты. Как уже говорилось, наступает Эра Милосердия.

И еще куча ништяков, которые тащит с собой виртуальная реальность в обучении высшей школы.

А уже потом, постепенно, элементы ВУЗовского VR-обучения само собой перелезут в школу старших классов. В тот самый возраст, когда - "как оградить подростка от влияния улицы, когда кругом одни улицы"(c)?
Вот так и оградить. VR-шлем и вперед, к будущим знаниям, нечего в туалетах курить учиться, если не чего-то похуже.
Заметьте, какой спрос на это будет со стороны определенной части родителей... :)

Ну и дурака валять, лежа дома на диване - не удастся. О невероятной мощи матричного контроля мы уже говорили не раз.
Это сейчас можно в морской бой резаться, пока училка что-то про косинусы втирает...
А в матрице уже хрен так забалуешь.
Причем никакого насилия!!!
Никакого тюремного строя - вместо этого матричная индивидуальная детерминация.

Постоянный интерактивный режим, который позволяет полностью контролировать процесс усвоенности материала.
Не понял материал ? Повторить. Слишком сложно? Перейти на более медленный курс.
Способности к биологии и не идет математика? Без проблем - все более и более мощный курс по биологии и более щадящий по математике.
Если растет гениальный врач или биотехнолог, зачем его забивать кувалдой, равняя под общий строй?
Причем заметим, "все более и более мощный" курс по биологии не упирается в старший класс средней школы. Если ребенок в 14 лет с удовольствием тащит университетский курс по какому-то отдельному предмету, то вперед и с песней! Наоборот, он будет доволен, как сиамский слон, потому как его самооценка улетит в космос.
Кстати, отметим стирание четкой грани между школой и ВУЗом, в матричном обучении она совершенно не нужна.

Тоже самое в пространственном измерении.
Не будет такого, как сейчас, что у одного московская или питерская прописка и потому он вырастает в экономиЗДа, разводящего лохов на волновом анализе. А второй - с Урюпинска, и только потому всю жизнь будет у первого либо только водителем его мерса, или охранником бутика для его жены. Это ублюдство тоже исчезнет. Виртуальные школы будут плевать на прописку, и будут развивать детей на всем пространстве планеты, в самых глухих уголках.
Какая разница, где живет подросток, если учительница общается с ним только по интернету?

А вот для социального общения вживую, останутся многочисленные спорт-секции по интересам, возможностям и способностям, а не по принципу - у нас физрук каратист, а у вас футболист. Тоже индивидуальная детерминация. Причем это могут быть как государственные, так и совершенно частные коммерческие секции, расбросанные по всему населенному пункту. Будущая школа просто будет контролировать этот процесс, чтоб подростки спортом занимались, а не попкорн жрали перед телевизором. Добавим сюда музыкальные и прочие "неинтернетные" секции и кружки, которые будут существовать по этому же принципу.
В этом случае пространственная дискриминация непринципиальна, ведь как известно, самые таланты в спорте появляются не в столицах, а небольших городках.

Ниже 12 летнего возраста домашнее VR-обучение вводить бессмысленно. Это как раз тот возраст, до которого учителя приучают детей не дурака валять, а дело делать, уметь концентрироваться, уметь учиться. Приучают к определенным нормам поведения и гражданским обязанностям. Да и дома их оставлять одних нежелательно, не каждый ребенок может сам по себе позаботиться.
И эти школы могут быть маленькими, находящиеся рядом с домом, не требующие школьных автобусов, с индивидуальным подходом к каждому ребенку, ведь в начальных классах учительница как вторая мама, и она может сразу вести несколько предметов.
Но никак не указанный выше дебилизм со школами-комбинатами!

А вот между детским и подростковым возрастом постепенно вводить элементы VR, отдельные лабораторные и домашние задания, чтобы плавно перейти к полному VR-обучению в старших классах.

Эпилог.

Несомненно, этот процесс, во всей многогранности и сложности будет по факту гораздо дороже, нежели нынешние школы, пусть даже с бассейнами и концертными залами. Ничего не поделаешь - главный закон цивилизации.
Но результат явно будет того стоить.

---------------------------------------------------
Фотография взята с https://thebossmagazine.com/dan-goldstein-microsoft-research/
Tags: #постиндустриал, матрица, пост-образование
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments