gorynych1 (gorynych1) wrote,
gorynych1
gorynych1

Category:

Тесла на халяву - 2, или зачем Маск полез в электросеть.

Предыдущая часть "Тесла на халяву" тут:
http://gorynych1.livejournal.com/118873.html

Кратко, если кто-либо не хочет читать много букв, там говорилось, что новая модель экономики (а в постиндустриале будет именно новая модель экономики) - будет кардинально отличатся от нынешней по многим параметрам.

[Spoiler (click to open)]
Одним из которых, скорее всего, будет уход от продаж каких-либо товаров и услуг и переход на метод "подписки".
Подписки на комплексный пакет целого спектра взаимосвязанных потребностей пользователя этого пакета.
Потому что только таким образом можно будет капитализовать знания, которые будут составлять львиную долю добавленной стоимости, а значит и экономики в целом.
Ну а поскольку Маск идет впереди, как ледокол, который ломает лед старого уклада, то наблюдая за ним, можно попробовать представить себе картинку будущего.
Приблизительно так говорилось в первой части.
А теперь продолжим.

Где-то месяц назад появилась информация, что Тесла выиграла конкурс по созданию системы хранения электроэнергии промышленного масштаба в Калифорнии. Грубо говоря, Маск должен будет прикрутить к электросети штата такой большой-большой аккумулятор.
Учитывая потребность штата еще во многих таких аккумуляторах, да и не только этого штата, и не только США - можно, в принципе, порадоваться за Маска, что он нашел еще одну невероятно емкую нишу, куда может сбагрить батарейки со своей гигафабрики.

Однако не все так просто.
Ранее, в этом блоге, писалось, что литиевые батареи для электромобиля имеют одну неприятную особенность.
По мере роста количества зарядок, у них начинает падать емкость. И через какое-то время владелец электромобиля обнаруживает, что ему приходится заряжать свое авто чаще, пробег на зарядку у него меньше - и вообще ему нафиг не впился такой геморрой. И ему приходится менять батарейку, потому как само авто еще может бегать и бегать, ломаться там, в отличие от ДВС, по большому счету, нечему.

Мысль о том, что эту, очень дорогую батарейку, потерявшую всего 20-30% своей емкости можно не перерабатывать на вторсырье, а продолжать использовать - лежит вообще на поверхности. Причем использовать там, где нет такой нагрузки с перезарядками, как в автомобиле, то есть еще многие годы и даже десятилетия. И в том числе, использовать в качестве стационарных накопителей энергии, применяющихся для балансировки электросети вместо сверхдорогих газовых пиковых станций .

Ранее писалось:
=============================================================
http://gorynych1.livejournal.com/2882.html
Использование отслуживших свой срок авто-батарей в качестве сетевых накопителей энергии очень сильно помогает в решении вопроса нестабильности альтернативной электрогенерации. Судите сами, на примере Германии с ее Energiewende.
В Германии около 50 миллионов автомобилей.
Если даже взять процент EV в Германии через 30 лет, к 2040 году в ~50%, и считать среднюю батарею через 30 лет в ~100 kWh, что близко к нынешней Тесле, то это, спустя 10 лет, в 2050 году, РАЗОВО даст в энергосистему накопители объемом около 2 TWh!!!
А если взять не разовую материализацию EV на рынке, а естественный прирост, нарастающим итогом, то цифра увеличивается минимум в два раза, до 4TWh (при том, что нынешняя выработка традиционной энергетики (атом, уголь, газ) в Германии плавает по году от 5 TWh до 9 TWh В НЕДЕЛЮ), что более чем достаточно для любой стабилизации сети.

=============================================================

Учитывая этот факт, активность Маска в создании промышленного накопителя выглядит совершенно в другом свете.
Смысла продавать на эти цели новенькие, очень дорогие батарейки с гигафабрики - нет никакого. Да еще при прогнозируемом дефиците лития и самих батареек при резком росте продаж электромобилей. Овчинка выделки не стоит, накопитель получится золотой.
А вот продавать использованные батарейки, которые уже не годны для авто, но еще вполне применимы в накопителях - это самое оно, что доктор прописал.

И теперь вспоминаем модель "подписки", на которую выходит Маск. Мало того, что стоимость подписки должна будет полностью или в большой части отбивать затраты на производство самого продукта, так еще и самая дорогая часть этого продукта (батарея) должна будет не продаваться, а передаваться во временное использование.
Даже с возможностью бесплатной замены на новую, эта схема для Маска будет окупать себя кратно.
Или тоже самое, простым языком - пользователь оплачивает в подписке стоимость этой батареи, а потом ее еще можно будет толкнуть налево.
Бесплатная или почти бесплатная Тесла нарисовывается все более и более отчетливо.

P.S. Кстати.
Если подходить с этой точки зрения, то электромобилизация превращается в идею государственного масштаба.
Что мы сейчас и начинаем наблюдать в некоторых странах Европы, весьма прохладно относящихся к электромобилизации еще вчера.
Потому что кролики не только ценный мех. А еще и куча плюшек, затрагивающих самые разнообразные интересы.
Tags: batteries, energy storage, ev, tesla, бизнес-модель "подписки на услугу"
Subscribe

  • Кое что о цифрах.

    Основной проблемой современной историографии является упоминаемый тут "эффект целлофана". https://gorynych1.livejournal.com/185206.html Или,…

  • Как построить сад?

    Согласитесь, вопрос в заголовке поста звучит совершенно по идиотски. Сад не строят, его выращивают. Ухаживают, заботятся, и т.д. А строят - дом.…

  • В поисках национальной идеи.

    Мир сейчас находится в идеологическом и мировозренческом кризисе. Самые разные страны и нации оказались перед лицом исчезновения предыдущего смысла…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments