?

Log in

Нематрица или виртуальная реальность. - Начало истории

Dec. 2nd, 2016

11:27 am - Нематрица или виртуальная реальность.

Previous Entry Share Next Entry

Те, кто читает этот блог, наверно заметили, что отмечая различные аспекты грядущей матрицы, и разбирая ведущие к ней технологии, тут ни разу не была упомянута VR - виртуальная реальность.
Хотя дополнительная реальность упоминалась неоднократно, а вот виртуальная - ни разу.
Хотя, казалось бы, по аналогии с фильмом, откуда и было почерпнуто это название, - это ключевая фишка матрицы.

Но нет.

[Spoiler (click to open)]
VR не упоминалась, поскольку она вообще перепендикулярна матрице, и грубо говоря, вообще нафиг в ней не нужна.
Напомню, матрица - это экосистема из сотен миллиардов различных умных устройств, одним из которых будет человек.
Одним из. А не центром, вокруг которого крутится вселенная, хоть реальная, хоть виртуальная.

Но тем не менее, в грядущем укладе VR будет занимать значительную долю, и не остановится не этом - значило бы пропустить большой кусок из постиндустриального пазла.

Драйверы роста.

Итак, начнем с диагностики, насколько VR жизнеспособна и не окажется ли мертворожденной технологией, как и многие другие перед ней.
Для этого сначала нужно оценить драйверы, которые будут ее развивать и тащить.
Единственными драйверами любых инноваций являются драйверы мощного платежеспособного спроса. Это может быть естественный рыночный спрос, или искусственный, типа заказов для ВПК, или полуискусственный (типа более льготных условий приобретения электромобилей по сравнению с ДВС) - не важно. Главное, чтобы на выхлопе был спрос, который сможет финансировать развитие этих инноваций. Отмечу, что если спрос искуственный, то он тоже должен мотивировать на постоянное изменение, удешевление и улучшение характеристик продукции. А нет так, как в СССР, когда спрос на галоши дизайна 1880 года забивался на несколько пятилеток вперед.

Итак, смотрим на спрос.
И видим, что спрос на VR сейчас формируется сразу с трех направлений, с трех гигантских, просто монстроидальных рынков, объемами во многие триллионы долларов.
- Индустрия игр. Гигантский рынок, который просто таки пищит от возможности гасить каких-то монстров в виртуальной реальности.
- Интернет-торговля. Еще более гигантский рынок, который ищет возможности сделать шоппинг в интернете гораздо более приближенным к реальности. Чтобы можно было "походить" по стелажам с товарами, покрутить в руках электробритву или чайник, примерить купальник или кроссовки, или оценить, насколько торшер впишется в габариты/интерьер спальни.
- Сех-индустрия. Начиная с индустрии всяких девайсов, заканчивая простой порнухой. Можно над этим смеяться, можно не смеяться, но это тоже гигантский рынок, как по объемам, так и по специфическим запросам.

То есть драйверы - в наличии. Мощнейшие.
И это значит, что через какое-то время технологии VR достигнут такого прогресса и совершенства, которое нам сейчас даже трудно представить.

Но как тут уже отмечалось неоднократно, особенной фишкой нынешнего фазового перехода является то, что все технологии нового уклада будут тащить за собой другие технологии, или, переплетаясь с ними, давать совершенно неожиданные результаты.
Поэтому посмотрим на VR с этой точки зрения.

Просто добавь 5g.

Напомню про 5g, что кролики - это не только ценный мех.
5g, если назвать это простыми словами - это "беспроводное оптоволокно".
То есть у 5g - не только скорость оптоволокна, но и надежность оптоволокна, а также время отклика сигнала оптоволокна.

То есть что мы получим, если скрестим отработанную технологию VR и 5g?
А получим мы на выходе - обычного АВАТАРА. Как в фильме. Не обязательно синего, и с хвостом.
Он может быть не только андроидом, но и четвероногим, летающим, червякообразным, короче - любым.
С рентгеновским, инфракрасным, и любым другим зрением, с возможностью микроскопа или телескопа.
С любой силой, выносливостью, возможностью максимально точных движений.
И главное, неимоверно дешевого аватара.

Что из этого вытекает? Из этого вытекают удаленные рабочие места всех мастей, от хирургии до авторемонта.
Ведь даже несмотря на мощнейшую роботизацию, останется куча рабочих мест, где ПОЛНАЯ роботизация/автоматизация гораздо менее удобна и менее выгодна, чем частичная.
Вот не укладывается в логику искусственный интеллект, вытаскивающий гвозди из покрышек или меняющий колеса. Просто потому что такой комплекс - жутко дорого по сравнению с простым работягой в автомастерской. Экономика так не работает!

Поэтому куча рабочих мест останется несмотря на любую роботизацию, а еще куча - появится из-за этой самой роботизации.
И именно с точки зрения предпочтений экономики - рабочих мест, построенных на аватарном принципе.

Вместо того, чтобы тратить два часа на дорогу туда-сюда, стирать спецовки, пользоваться туалетом и обогреваевым/охлаждаемым помещением на работе - прямо дома нацепил шлем VR, и ты на работе. Сильный, ловкий, и прочий сверхчеловеческий, у которого искусственный интеллект в качестве помощника, не даст совать не то в не туда. Экономия на квалификации, однако.

Если у фермера беспилотный комбайн, то он будет и ломаться, и застревать где не надо... - это жизнь, и с этим ничего поделать нельзя.
Только вместо фирменных сервисов, которых сейчас надо ждать часами или днями, в будущем, в комплекте с таким комбайном/трактором будет продаваться пришпандоренный к этому комбайну андроид/аватар. Звонок в сервис, андроид отстегнулся от комбайна и пошел менять деталь, которую прислали на дроне за полчаса. Логично? Логично.
И т.д. и т.п., про VR в медицине или образовании я даже и не говорю.

И сейчас мы подходим к самому главному.

Что это все значит для рынка труда?

Рынок труда становится более распределенным, более прозрачным и невероятно мобильным. Неважно где ты цепляешь этот шлем, и не важно, где ты по итогу будешь выполнять работу. К примеру, завариваешь прохудившуюся трубу.
Сегодня в субурбии Токио, завтра в ямальской тундре, а послезавтра хоть на дне океана. Не важно.

Твое резюме с характеристиками всех твоих выполненных работ, причем независимо от отношения к тебе предыдущих работодателей, лежит в блокчейне (не забыли?) и наврать с три короба не получится, все косяки всегда с тобой. Как и достижения. Как и подставить становится невозможно. Как и кинуть.

Ты можешь работать на огромную корпорацию, а можешь - сам на себя, конкурентное преимущество больших корпораций уменьшается до нуля. При выборе исполнителя работы будет использоваться один и тот же критерий, на основе лежащих к блокчейне данных.

Далее. Травматизм на производстве - нулевой. Не нужно платить бешеные страховки.
Кроме того, VR шлем не допустит к работе при какой-либо интоксикации или психологическом срыве, это еще на уровне игрушек отловят, чтобы особо впечатлительные не отбрасывали копыта от избытка эмоций.

Рабочие места, на примере тех же автомастерских, будут отделяться от средств производства. (Вот это будет батхерт для всяких сдвинутых на идеологиях социалистов!!!) :)

Точно так же, как сейчас некий владелец офисного здания сдает помещения этого здания разным мелким бизнесам, или парикмахерские сдают кресла индивидуальным парикмахерам - то в новой системе трудовых отношений, корпорации, владеющие автомастерскими, будут сдавать их работягам, скорее всего на почасовом принципе, или на проценте от выручки. Причем, в зависимости от спроса, количество работников будет менятся динамически - сейчас работает один, через час уже пять, переключились с других мастерских, потому как в эту мастерскую клиенты подъехали. Никто не слоняется по углам, в ожидании клиентов - эффективность значительно выше.

Ну и конечно, жить там, где есть работа (а это основной принцип индустриальной эпохи, приведший к появлению многоэтажных человеческих муравейников) - становится вовсе не нужно.
Наоборот, нужно будет жить там, где более комфортно и/или экономно жить. Ужас с обитанием в многоэтажной клетке дорогого, холодного/жаркого, грязного, пыльного, вонючего города, кашляя всевозможными вирусами друг на друга - уйдет в такое же прошлое, как ушли черные избы.
Мегаполисам по любому - крышка, об этом тут уже говорилось, просто добавим еще и эти причины.

Палочка-выручалочка

А учитывая две противоположные основные проблемы, с которыми сейчас сталкиваются развитые страны:
- растущий дефицит неавтоматизируемой рабочей силы из-за старения населения и уменьшения трудовых ресурсов, а также уменьшения престижности этих неавтоматизируемых рабочих мест
- сложность с адаптацией мигрантов иных культур

Аватарные рабочие места будут просто палочкой-выручалочкой для решения сразу обеих этих сверхнасущных проблем.
Плюс все те ништяки, как указанные выше, так и пропущенные...

И поэтому, что-то мне подсказывает, что как только игруны, шопоголики и порнушники своими деньгами и усилиями доточат таки VR до адекватных кондиций, одновременно с достижением хорошего покрытия 5g и удешевления роботов - то это будет просто взрыв создания "аватарных" рабочих мест.

Остается вопрос - КОГДА будет этот взрыв?
Неужели, как и многое другое, тоже недалеко от магического, 2020 года?

Comments:

[User Picture]
From:vladimir690
Date:December 2nd, 2016 04:57 pm (UTC)
(Link)
имхо,аватарным технологиям еще далеко до промышленного применения - самый лучший на сегодня антропоморфный робот Atlas от Boston Dinamics пока на лабораторных испытаниях и потому его выход на рынок будет явно не скорым.

Edited at 2016-12-02 05:07 pm (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:gorynych1
Date:December 2nd, 2016 05:12 pm (UTC)
(Link)
Boston Dinamics - это хороший пример технологического онанизма, когда отсутствует массовый спрос на продукцию.
При спросе тут же появляется куча фирм, идей, подходов с разных концов и развитие ускоряется даже не в разы, а на порядки.

На аватаров появится такой спрос, когда доточат VR и 5g. Вот тогда и понесется все...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:vladimir690
Date:December 2nd, 2016 05:20 pm (UTC)
(Link)
VR коммерциализированы и существуют уже сегодня и к 2020 году уже хорошо разовьются да 5G официально запустят,а роботы пока в лабах и о них мало что известно - пока это узкое бутылочное горлышко в аватарных технологиях..

Edited at 2016-12-02 05:23 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
From:rem235
Date:December 2nd, 2016 06:15 pm (UTC)
(Link)
Аватарный робот и антропоморфный робот Boston Dinamics - разные вещи, первый - инструмент, условно тележка на колесиках с одним манипулятором, второй квази-личность.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:gorynych1
Date:December 3rd, 2016 09:26 am (UTC)
(Link)
Кстати - да.
Аватар не обязательно должен быть андроидом.
Это действительно может быть простейшей тележкой с манипулятором.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:vladimir690
Date:December 3rd, 2016 01:06 pm (UTC)
(Link)
>Тележка на колесиках с одним манипулятором

Они уже сейчас есть вроде робота-хирурга Да Винчи,но он станционарен ,а рабочим для работы в открытом пространстве потребуются нечто посложнее .
Как тележка с руками посреди поля поменяет деталь на беспилотном комбайне ?
Как она вообще будет ехать по неровному полю и не скатится от любой неровности на бок?
Без ног не обойтись,так что нужен андроид.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:alex_barenberg
Date:December 2nd, 2016 06:52 pm (UTC)
(Link)
1) Аватарные технологии в примитивном (словесно\кнопкотыкательном) их исполнении уже лет 10 как широко распространились. Основной пример - IT отделы большинства транснациональных корпораций сидят где-то в Индии и оказывают услуги удаленно в любой точке мира, где есть филиал компании. Качество услуг - так себе, зато дешево. Кстати, 5G для этого совсем не нужен, достаточно обычной проводной\WiFi инфраструктуры.

2) VR технологии не будут настолько готовы к 2020 году. Могу утверждать это как человек, плотно интересующийся VR лет 20 и пользующий уже второе поколение шлемов. Даже сами шлемы потребуют смены как минимум двух поколений технологий для обеспечения полного и комфортного присутствия (это лет 7-10). Но для аватаров гораздо более значимы адекватные средства ввода, а тут вообще пока конь не валялся. Учитывая меньшую скорость прогресса "механических" технологий по сравнению с программно-электронными, тут потребуется не менее 10-15 лет. Плюс проблема задержек связи, к которым и VR и удаленное управление очень чувствительны.

3) Как уже заметили выше, "железо" для собственно аватаров еще далеко от требуемого, как функционально, так и по цене. Но когда оно будет создано, большую часть будет выгоднее отдать под контроль ИИ. Останется только небольшой список работ, где человек будет предпочтительнее в качестве контроллера робота. Не думаю, что это станет настолько массовым, как вы описали. Разве что принудительно, для искусственного создания занятости.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:gorynych1
Date:December 2nd, 2016 07:08 pm (UTC)
(Link)
1) Это не аватарность, и даже не telepresence, это удаленная работа, и ей, по честному, уже лет 150, с тех пор как появился телефон. :)
2) Это уже интереснее. Надо пристальнее посмотреть на это дело. Но опять же, повторюсь, зависит от массового спроса. Ускорение развития может составить тысячи раз. Массовый спрос на это дело только-только начал появлятся, буквально год-два.
3) Останусь при своем мнении, что скорее всего, куча работ будет именно "человек по контролем ИИ". По крайней мере в ближайшие несколько десятилетий.
"Спинным мозгом чую"(c) :)
Надо подумать, как это сформулировать исходя из формальной логики.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:coralsteel
Date:December 16th, 2016 06:23 am (UTC)

Пропустили драйвер роста

(Link)
- войну.
Глядя на груды ржавчины в Пальмире, думается как бы я аватарно развернулся бы там...
Да простейшие пулеметы с ночниками пошли бы на ура.
Надеваешь шлем и джойстиком джойстиком...
А роботы для зачистки городских районов?
дип-лёрнингом дип-лёрнингом
"так победим"
СПАСИБО ОГРОМНОЕ ЗА ВАШ ПОСТ!
(Reply) (Thread)